Проблемы организации межбюджетных отношений в РФ
Межбюджетные
отношения выступают как отношения между субъектами бюджетных правоотношений по
поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Они являются одним
из основных инструментов преодоления последствий отмеченных выше неравенств,
проявляющихся в конечном счете в форме дефицита внутренних (собственных)
доходных источников бюджетов.
Осуществление
политических и экономических преобразований в России потребовало формирования
качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству
государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений. Для
этого был отпущен исключительно короткий исторический промежуток времени. Во
многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла
государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере
реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной
конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между
региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось
нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную
сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить
изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений.
Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.
Несмотря
на особое значение в обеспечении эффективного функционирования бюджетной
системы такого инструмента межбюджетного регулирования как финансовая помощь
нижестоящим бюджетам субъектов Федерации, его применение еще не имеет должного
научного обоснования. Сохраняет дискуссионный характер вопрос определения
места, роли и специфики субфедеральных отношений в системе межбюджетного
федерализма РФ.