Оптимизация бюджетных платежей
Для повышения эффективности бюджетных расходов Правительством РФ поставлена задача к 2017 г. реформировать систему бюджетных платежей, сосредоточив счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, участников бюджетного процесса, бюджетных учреждений и иных клиентов только в Федеральном казначействе с открытием ему в Банке России одного счета. Проводимые Банком России мероприятия по оптимизации расчетной сети и развитию платежной системы в направлении централизации расчетов актуализируют вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Банка России и Федерального казначейства, а также механизмов в организации кассового устройства исполнения бюджетов [1; 4].
Несмотря на глубокое исследование в российской экономической науке вопросов обеспечения эффективного и ответственного управления общественными финансами, вопрос совершенствования управления бюджетными средствами на счетах участников бюджетного процесса изучен недостаточно. Основная часть исследований рассматривает реализацию Федеральным казначейством своих полномочий по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, не предлагая пути оптимизации возникающих денежных и информационных потоков.
Не отступая от принципов функционирования единого счета бюджета, рассмотрим возможные перспективы совершенствования управления финансовыми операциями сектора государственного управления в условиях открытия Федеральному казначейству одного счета в Банке России и построения собственной (автономной), или внутренней, информационно-платежной системы.
При построении такой платежной системы предлагается кардинально изменить подход к системе лицевых счетов клиентов органов Федерального казначейства, преобразовав их в бюджетные счета, аналогичные банковским.
Отличительной особенностью концептуальной модели платежной системы Федерального казначейства являются проведение и учет операций на бюджетных счетах, открываемых администрирующим их органам в разрезе кодов бюджетной классификации. Бюджетные счета должны открываться перед началом очередного финансового года на основании законов (решений) о бюджетах бюджетной системы РФ и на основании правовых актов, наделяющих участников бюджетного процесса полномочиями администраторов доходов.
Кроме того, необходимо обеспечить ведение органами Федерального казначейства единого Сводного реестра участников бюджетного процесса бюджетной системы РФ, бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, получающих средства бюджетов публично-правовых образований и внебюджетных фондов. Его ежегодное обновление и поддержание в актуальном состоянии обеспечат идентификацию указанных администраторов средств при осуществлении и учете всех совершаемых ими расчетно-платежных операций.
Преимущество рассматриваемой модели по сравнению с действующим порядком являются проведение и учет операций по расходам непосредственно на бюджетных счетах получателей средств, бюджетных и автономных учреждений и иных организаций с обеспечением максимальной концентрации средств на единых счетах бюджетов.
Конечным итогом исполнения доходных и расходных операций в рамках рассматриваемой модели бюджетных платежей должно являться формирование ежедневного баланса Федерального казначейства, а также получение иной бюджетной и управленческой отчетности обо всех стадиях исполнения бюджета.
Рассмотренные подходы к построению эффективной модели системы бюджетных платежей свидетельствуют о необходимости трансформации Федерального казначейства в кредитную организацию, наделенную особыми полномочиями. Методологической основой такого преобразования должно стать принятие Концепции функционирования ЕКС бюджетной системы РФ, отвечающей качественному изменению организации кассового устройства исполнении бюджетов в РФ. Новая концепция, предусматривающая построение платежной системы Федерального казначейства по банковскому типу, должна базироваться на существующих основах исполнения бюджета, обеспечивая ведение раздельного учета денежных и информационных потоков на разных стадиях исполнения бюджета. Таким образом, ее внедрение на практике не означает возврата к банковской системе исполнения бюджетов, это - эволюционное преобразование казначейской системы исполнения бюджетов в комплексную систему управлении государственными финансами.
Четкое распределение ответственности, обеспечение подотчетности, организация деятельности по программно-целевому принципу, увязка стратегического бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей возможны только в условиях единого информационного пространства, отражающего все финансовые и хозяйственные аспекты деятельности администраторов бюджетных средств. Решению этой задачи отвечают предложенные методические и практические рекомендации по управлению расчетно-платежными операциями сектора государственного управления и их учету в системе бюджетных счетов, открываемых в платежной системе Федерального казначейства. Внедрение предложенных методик позволит обеспечить эффективное функционирование системы бюджетных платежей и ее адаптацию к возникновению новых задач, связанных с совершенствованием системы управления общественными финансами РФ.