Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике
Одним из мощных инструментов финансовой политики государства является налогово-бюджетный механизм. Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы. ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования по ступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно питому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на размеры и пропорции развития общественного производства.
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны; Составляемый в форме баланса доходов и расходов государственный бюджет может выступать действенным орудием общегосударственного финансового контроля. Адресность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с народным хозяйством, создает основу для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.
Бюджетный механизм исторически и логически связан с бюджетом; вместе с тем существенное влияние на него оказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи - должен изменяться и бюджетный механизм. Отсюда по мере развития экономики, перевода ее на рыночные основы, хозяйствования будет радикально изменяться и бюджетный механизм, приобретая качественно новые черты: на смену директивному администрированию субъектов власти появятся методы косвенного влияния бюджета на экономику; изменятся приоритеты бюджетной политики, которая от решения текущих, хотя и очень важных задач, перейдет к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ; коренным образом преобразуются методология и методика бюджетного планирования, в которых, к примеру, на смену объемным показателям придут качественные ориентиры типа социальных нормативов и т.д.