Защитная тактика оздоровления
По мнению специалистов, структура управления на российских предприятиях, подвергаемых анализу, очень часто отстает от требований времени, она неадекватна текущей ситуации и происходящим изменениям, что в итоге может привести к критическому состоянию. Поэтому управление предлагается изменить по следующим направлениям:
снижение числа замкнутых на генерального директора связей;
создание гибкой и самостоятельной коммерческой службы для принятия решений в области продаж;
создание службы управления изменениями, которая определяет ориентацию на требования внешней среды;
переориентация службы управления качеством на конечного потребителя для занятия перспективных рыночных ниш;
создание полноценной службы работы с персоналом;
введение самостоятельной должности директора-администратора с передачей ему функций по управлению вспомогательными и обслуживающими структурами;
создание службы стратегического планирования.
В технологии управления должны быть точно указаны диапазоны ответственности для каждой должности. В рамках диапазона ответственности должностное лицо действует самостоятельно и лично отвечает за результат.
Различают два вида тактики оздоровления предприятия: защитная и наступательная.
Защитная тактика - проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.
В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи:
установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков;
определение порога рентабельности;
сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов;
снятие с производства убыточной продукции;
анализ по причинам и центрам ответственности;
продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства;
реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;
установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса;
использование франчайзинга;
проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности;
списание безнадежных долгов;
кадровые перестановки, высвобождение персонала;
укрепление дисциплины труда и производства;
совершенствование организации труда;
улаживание дел с кредиторами;
истребование дебиторской задолженности;
повышение культуры труда;
проведение аудита и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.