Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов
финансы отношение
Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные функции - распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.
Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.
Распределительная функция финансов заключается в том, что:
через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;