Бюджет организации: понятие и сущность
Бюджет - это смета доходов и расходов предприятия. Разработка бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Систему бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей гибкости в управлении, снижении себестоимости продукции, а также для повышения достоверности плановых показателей.
Обычно бюджеты составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.
Рассмотрим основные преимущества внедрения принципов бюджетного планирования:
в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании, экономии бюджета фонда оплаты груда, что повысит материальную заинтересованность персонала в успешном выполнении плановых заданий;
помесячное планирование бюджетов структурных подразделений отражает более точно показатели размеров и структуры затрат (чем система бухгалтерского учета финансовой отчетности), плановое значение размера прибыли;
бюджетное планирование позволяет осуществлять режим строгой экономии финансовых ресурсов фирмы.
В системе финансового планирования выделяют классификацию бюджетов по ряду признаков.
По широте номенклатуры затрат выделяют бюджеты функциональный и комплексный. Как правило, функциональный бюджет составляется по одной, реже по двум статьям затрат, в частности, бюджет амортизации, бюджет оплаты труда. В то же время комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, в частности, бюджет внепроизводственных расходов.
По методам разработки выделяют стабильный и гибкий бюджеты. Так, стабильный бюджет не изменяется при изменении объемов деятельности предприятия, в частности, бюджет амортизации. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксированных суммах, а в виде нормативов расходов, которые взаимосвязаны с объемными показателями деятельности предприятия, например, с объемом выпуска или реализации продукции.
В отечественной практике с целью организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия применяется следующая сквозная система бюджетов: бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизационных отчислений; бюджет фонда оплаты труда, бюджет прочих расходов; налоговый бюджет; бюджет погашения ссуд банков.
Данная система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия. Значимость правильного составления бюджета фонда оплаты труда определяется тем, что с ним связаны часть налоговых отчислений, а также платежи во внебюджетные фонды. Бюджет амортизации в значительной степени определяет амортизационную политику предприятия, а бюджет прочих расходов создает условия для экономии на наименее важных финансовых расходах. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.
Налоговый бюджет должен включать в себя все налоги и обязательные платежи в республиканский и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. Рассматриваемый бюджет планируется только в целом по предприятию.
Сводный бюджет предприятия определяется как сумма бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Руководству предприятия следует добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. В процессе становления бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом детализации. Его сущность заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Считается, что оптимальный - это такой бюджет, в котором доходный и расходный разделы равны. В случае дефицита сводного бюджета возникает необходимость корректировки за счет увеличения доходов или снижения расходов.