Особенности государственного кредита в современной России
Государственные кредиты разделяются на внутренние и внешние.
Изначально считалось, что внутренние займы размещаются на внутреннем рынке, а внешние привлекаются на иностранных денежных рынках. С введением Бюджетного кодекса РФ разграничение кредитов на внутренние и внешние осуществляется по валютному признаку. Внутренними кредитами (займами) считаются все кредиты, размещаемые в валюте Российской Федерации, их объем формирует внутренний долг Российской Федерации. Соответственно внешними кредитами являются все кредиты, предоставленные Правительству РФ в иностранной валюте; они формируют государственный внешний долг.
Государственный кредит выступает в двух формах - эмиссия ценных бумаг и получение иностранных кредитов. Кроме того, существует государственная гарантия, предоставление которой автоматически увеличивает объем государственного долга.
Государственные займы классифицируются по следующим признакам: праву эмиссии, типу размещения, категории кредиторов, форме юридического оформления, порядку выплаты дохода позайму, срокам погашения, условиям погашения, методам размещения и наличия гарантий.
Решение о привлечении кредитов должно быть принято законодательным органом власти. Право на эмиссию (от латинского "emissio" - выпуск) имеет Правительство РФ.
В случае принятия решения о привлечении заемных средств для покрытия дефицита федерального бюджета Правительство выпускает постановления или распоряжения о целесообразности привлечения целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных программ либо эмиссии ценных бумаг. Обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам) либо регистрация кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными кредиторами в Государственной долговой книге Российской Федерации, Государственной книге внешнего долга Российской Федерации).