Правовые основы местного налогообложения в Российской
Федерации
Второй этап (середина XVII - начало XIX в.) отражает возникновение законодательного оформления вопросов местного налогообложения. Указанный период отличает установление местных налоговых платежей, имеющих целевой характер. Основанием для их сбора являлось обеспечение какой-либо возникшей потребности.
Третий этап (начало XIX - вторая половина XIX в.), когда в России впервые была осуществлена попытка комплексного нормативного урегулирования вопросов местного налогообложения.
Четвертый этап (вторая половина XIX - начало XX в. до 1918 г.) впервые законодательно определяется, что решение местных вопросов целесообразно решать на местном уровне, предоставив общинам право в предусмотренных пределах изыскивать собственные средства самостоятельно.
Пятый этап (1918-1990 гг.), где имело место как значительное расширение перечня местных налогов и сборов, так и резкое их сокращение в результате налоговой реформы 30-х годов.
Шестой этап (1990 г. по настоящее время) - это период возрождения местного самоуправления и местного налогообложения в РФ. Указанный этап характеризуется как увеличением количества местных налоговых платежей, а также предоставлением муниципальным органам права вводить дополнительные взносы, не предусмотренные законодательством РФ, так и уменьшением числа взносов, а также сокращением объема полномочий местных органов в деле установления и взимания местных обязательных платежей.
При анализе нормативных актов отмечается, что эволюция правотворческой мысли о местных налогах и сборах происходила в совокупности, и, соответственно, была взаимоувязана с процессом возникновения, становления и развития местных органов управления, политическими, социальными, финансово-экономическими отношениями, имеющими место в государстве в тот или иной исторический период.
С учетом проведенного анализа законодательных подходов к указанной категории собственных доходов местных бюджетов предложено их определение как доходов, полностью либо частично закрепленных за соответствующими денежными фондами.
Обосновывается, что собственные доходы местных бюджетов в основном состоят из распределяемых доходных источников, которые отличаются нестабильным поступлением в указанные фонды. Включая в понятие «собственные доходы местных бюджетов» распределяемые источники, законодатель лишает первые их главного качества - гарантированности поступления в соответствующие бюджеты. Получив право на формирование собственных доходов, органы местного самоуправления по существу остались в зависимости от федеральных и, особенно от региональных органов государственной власти, от которых зависит объем передаваемых муниципальным образованиям средств. Отсутствие должного внимания со стороны законодателя к этому институту повлекло за собой недостаточность финансового обеспечения нужд местного самоуправления для формирования собственного самостоятельного бюджета.
Термин «собственные доходы» несет иную смысловую нагрузку и означает, что те или иные источники не только должны поступать в местный бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке, но динамика, состав и количество (по крайней мере, в относительных величинах) их поступлений должна оставаться постоянной. Поступление в местные бюджеты собственных доходов не должно зависеть от вышестоящих уровней, а должно стать результатом принятия местными органами власти самостоятельных решений. Муниципальное образование в предусмотренных законом пределах вправе принимать участие в создании нормативной базы формировании объема собственных доходов и, следовательно, создавать гарантии поступления средств. Указанные функции должны реализовываться, в частности, посредством осуществления муниципального нормотворчества местного самоуправления в налоговой сфере.