Современная денежная система Российской Федерации
Рисунок 2.1.1. Структура совокупной денежной массы в экономики России
Эмиссионная система Российской Федерации объединяет эмиссию наличных денег и безналичную кредитную эмиссию. Выпуск в обращение наличных денег осуществляет Банк России. Налично-денежный оборот начинается в структурных подразделениях Центрального банка РФ. Наличные деньги считаются поступившими в оборот после передачи их из оборотных касс расчетно-кассовых центров (РКЦ) в операционные кассы коммерческих банков. Из операционных касс коммерческих банков деньги выдают клиентам (предприятиям, организациям, физическим лицам). Наличные деньги постоянно совершают кругооборот, так как после завершения расчетно-платежного оборота вновь возвращаются в операционные кассы банков, а затем - в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Таким образом, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие происходят постоянно [11, с. 95].
Эмиссия представляет собой дополнительный выпуск денег в обращение. Денежная эмиссия - это изменение количества обращающихся денег, она сосредоточена в Банке России. Потребность в эмиссии или изъятии денег из обращения определяется на основе прогнозирования кассовых оборотов. Изменение безналичной денежной массы называется кредитной эмиссией.
Наличная и безналичная денежная масса представляет собой пассивы банковской системы, равные денежным активам экономических субъектов в стране (предприятий и организаций, государства, домашних хозяйств). Банковская система (ЦБ РФ и коммерческие банки) берет на себя обязательства, в которых реализует спрос на деньги, см. таблицу 2.1.1.
Таблица 2.1.1. Схема баланса национальной денежной массы в аналитическом представлении
Активы (обеспечение) |
Пассивы (обязательства) |
Центральный банк РФ |
1. Монетарное золото 2. Частные иностранные активы 3. Внутренний кредит |
1. Банкноты и монеты в обращении (М0) 2. Резервы кредитно-денежной системы Денежная база в узком определении (1+2) 3. Корреспондентские счета коммерческих банков в ЦБ РФ |
Обеспечение денежной базы |
Денежная база в широком определении |
Коммерческие банки |
1. Резервные деньги |
1. Счета до востребования + М0 = М1 |
2. Чистые иностранные активы |
1. Срочные вклады + М1 = М2 |
3. Внутренний кредит |
2. Валютные депозиты + М2 = МЧ |
Обеспечение денег |
Деньги (денежная масса) |
Основным источником денежного предложения выступает кредитная эмиссия, сосредоточенная в коммерческих банках, которые участвуют в расширении денежного предложения непосредственно за счет эффекта кредитной мультипликации и опосредованно, используя систему рефинансирования Центрального банка РФ и эмиссию под прирост золотовалютных резервов.
Денежно-кредитная политика - совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, министерство финансов) [14].
В соответствии с Конституцией РФ основная функция Центрального банка РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Для реализации этой функции Федеральным законом №86-ФЗ предусмотрен ряд инструментов денежно-кредитного регулирования, которые применяет Банк России: - процентные ставки по операциям Банка России; - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); - операции на открытом рынке; - рефинансирование кредитных организаций; - валютные интервенции; - установление ориентиров роста денежной массы; - прямые количественные ограничения; - эмиссия облигаций от своего имени.
Поскольку наличная денежная эмиссия полностью контролируется Банком России, то эти инструменты направлены на управление кредитной эмиссией, т.е. кредитной активностью коммерческих банков. Объемы кредитования коммерческими банками экономики (хозяйствующих субъектов) зависят от объема ресурсов, которые они привлекли в свой оборот, именуемых пассивами. С помощью инструментов денежно-кредитного регулирования банк может расширять или сокращать объем этих ресурсов в зависимости от денежной программы, принятой на соответствующий финансовый год.