Система экономических интересов в организации финансов муниципальных
образований
В настоящее время в России при формировании финансовых ресурсов муниципального сектора в системе бюджетного федерализма не соблюдается принцип сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов. Доходы местных бюджетов не соответствуют финансовым потребностям муниципального сектора (табл. 1). Во-вторых, в системе фискального федерализма РФ возрастает роль горизонтального выравнивания. В собственных доходах местных бюджетов снижается доля доходов, полученных в результате самостоятельных решений органов местного самоуправления, и доходов, мобилизуемых на подведомственной территории.
Таблица 1 - Первичное распределение доходов и расходов бюджетов по вертикали бюджетной системы РФ, %
Наименование |
1998 г. |
Превышение доли доходов над долей расходов |
2007 г. |
Превышение доли доходов над долей расходов |
|
доходы |
расходы | |
доходы |
расходы | |
Федеральный бюджет |
47,4 |
49,8 |
-2.4 |
65,0 |
43,7 |
21,3 |
Бюджеты субъектов Федерации |
27,9 |
22,5 |
5,4 |
27,6 |
33,6 |
-6 |
Местные бюджеты |
24,7 |
27,7 |
-3 |
7,4 |
22,7 |
-15,3 |
На современном этапе финансовое выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований играет значительную роль при формировании финансовых ресурсов муниципального сектора. При этом финансовая помощь не покрывает собственных расходов местных бюджетов, так как она в основном носит целевой характер и направлена на обеспечение отдельных государственных полномочий [18, c. 11].
Поскольку в условиях объективной ограниченности финансовых ресурсов развитие муниципальной экономики возможно только посредством разрешения противоречий интересов, необходимо оптимизировать процесс их реализации таким образом, чтобы потребности каждого из субъектов финансово-экономических отношений удовлетворялись с наибольшей эффективностью, при одновременном обеспечении баланса всего их многообразия.
Достаточные финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей муниципального образования призвана обеспечить муниципальная собственность, служащая экономической основой местного самоуправления. С одной стороны, функционирование муниципальной собственности способствует расширению доходных источников муниципалитетов, а с другой - ее реализация, связанная с удовлетворением общественных потребностей, предполагает адекватное расходование местных финансовых ресурсов. Повышение доходов от муниципальной собственности позволяет увеличить расходы на ее приумножение, что объясняет взаимообусловливающий характер экономической и финансовой основ местного самоуправления.
Несоответствие финансовых ресурсов полномочиям каждого из уровней власти является одним из факторов противоречий интересов в вертикали системы экономических интересов, а также на каждом из ее уровней. Примером противоречий между финансовой базой и расходными полномочиями местного самоуправления служит устойчивый дефицит муниципальных бюджетов на фоне финансово-бюджетной централизации в РФ. Выявленные тенденции свидетельствуют о стремлении федеральных и региональных властей к сосредоточению финансовых ресурсов, в результате чего они получают возможность их перераспределения, согласовывая противоречивые интересы разных уровней, однако в полной мере этим не пользуются.
Перейти на страницу:
1 2 3