Главное меню

Система экономических интересов в организации финансов муниципальных образований

В настоящее время в России при формировании финансовых ресурсов муниципального сектора в системе бюджетного федерализма не соблюдается принцип сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов. Доходы местных бюджетов не соответствуют финансовым потребностям муниципального сектора (табл. 1). Во-вторых, в системе фискального федерализма РФ возрастает роль горизонтального выравнивания. В собственных доходах местных бюджетов снижается доля доходов, полученных в результате самостоятельных решений органов местного самоуправления, и доходов, мобилизуемых на подведомственной территории.

Таблица 1 - Первичное распределение доходов и расходов бюджетов по вертикали бюджетной системы РФ, %

Наименование

1998 г.

Превышение доли доходов над долей расходов

2007 г.

Превышение доли доходов над долей расходов

доходы

расходы

доходы

расходы

Федеральный бюджет

47,4

49,8

-2.4

65,0

43,7

21,3

Бюджеты субъектов Федерации

27,9

22,5

5,4

27,6

33,6

-6

Местные бюджеты

24,7

27,7

-3

7,4

22,7

-15,3

На современном этапе финансовое выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований играет значительную роль при формировании финансовых ресурсов муниципального сектора. При этом финансовая помощь не покрывает собственных расходов местных бюджетов, так как она в основном носит целевой характер и направлена на обеспечение отдельных государственных полномочий [18, c. 11].

Поскольку в условиях объективной ограниченности финансовых ресурсов развитие муниципальной экономики возможно только посредством разрешения противоречий интересов, необходимо оптимизировать процесс их реализации таким образом, чтобы потребности каждого из субъектов финансово-экономических отношений удовлетворялись с наибольшей эффективностью, при одновременном обеспечении баланса всего их многообразия.

Достаточные финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей муниципального образования призвана обеспечить муниципальная собственность, служащая экономической основой местного самоуправления. С одной стороны, функционирование муниципальной собственности способствует расширению доходных источников муниципалитетов, а с другой - ее реализация, связанная с удовлетворением общественных потребностей, предполагает адекватное расходование местных финансовых ресурсов. Повышение доходов от муниципальной собственности позволяет увеличить расходы на ее приумножение, что объясняет взаимообусловливающий характер экономической и финансовой основ местного самоуправления.

Несоответствие финансовых ресурсов полномочиям каждого из уровней власти является одним из факторов противоречий интересов в вертикали системы экономических интересов, а также на каждом из ее уровней. Примером противоречий между финансовой базой и расходными полномочиями местного самоуправления служит устойчивый дефицит муниципальных бюджетов на фоне финансово-бюджетной централизации в РФ. Выявленные тенденции свидетельствуют о стремлении федеральных и региональных властей к сосредоточению финансовых ресурсов, в результате чего они получают возможность их перераспределения, согласовывая противоречивые интересы разных уровней, однако в полной мере этим не пользуются.

Перейти на страницу: 1 2 3

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...