Доходы и расходы государственного бюджета, их структура
Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением).
Доходы бюджетов классифицируют по разным признакам:
по социально-экономическому признаку;
по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета;
по юридическим формам доходов [10, с. 115].
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и доходы от граждан.
По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.
Новое бюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расхода бюджетов. Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетном Кодексе РФ законодательное закрепление.
БК РФ устанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Содержание составляющих бюджет категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.
Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.
Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.
Структура доходов государственного бюджета.
1. Налоговые доходы
в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение алкогольной продукции;
платежи за пользование природными ресурсами;
ввозные таможенные пошлины;
подоходный налог с физических лиц;
специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;
другие налоги, сборы и пошлины.
2. Неналоговые доходы
в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;
другие неналоговые доходы.
3. Доходы целевых бюджетных фондов.
Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов - налогов.
Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна.
Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.
Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах.