Общая характеристика расходов бюджета на образование
· обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;
· реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с МСКО;
· создание национальной системы оценки качества образования;
· совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
· создание механизмов привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;
· повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, подготовки менеджеров образования.
Одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство перестало быть монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется органами государственной власти и управления. Платный же заказ социальных институтов и граждан не имеет границ и "стандартов и регулируется законами рынка. Таким образом, появление двух видов заказов создает предпосылки для расширения ресурсной базы социальных организаций, так как за каждым видом заказа стоят субъекты со своими интересами, потребностями и финансовыми возможностями.
Следует отметить, что государственный социальный заказ представляет собой поручение уполномоченного органа власти, выдаваемое на конкурсной основе организациям любой формы собственности на выполнение целевой программы или отдельного проекта, направленных на решение социально-значимых проблем и финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета. Во многих отраслях социальной сферы к выполнению государственного социального заказа могут привлекаться также и негосударственные организации согласно нормам отраслевого законодательства. Например, в сфере образования государственный образовательный заказ может быть размещен и среди негосударственных организаций образования, прошедших государственную аттестацию.
Финансирование организаций образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами, определяемыми в расчете на каждого учащегося, воспитанника, студента по каждому виду и типу организаций образования. При этом действует принцип последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося. Законодательно закрепляется положение о регулярной индексации в соответствии с темпами инфляции абсолютных размеров нормативов.
Государство гарантирует выделение финансовых средств на нужды образования в размере не ниже темпа роста бюджета при сохранении достигнутого уровня объема бюджетных ассигнований. Организациям образования дано право привлекать внебюджетные средства и ресурсы, в т.ч. валютные за счет предоставления образовательных услуг на платной основе.
Поступление средств из различных источников не уменьшает нормативы и абсолютные размеры финансирования учреждений образования из бюджета.