Методика анализа имущественного положения
Преимущества вертикального анализа - сравнимость относительных показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен на начало и конец отчетного периода.
Для полноты финансовой картины вертикальный анализ может быть дополнен горизонтальным, который основывается не только на абсолютных показателях, но и на относительных темпах роста (снижения).
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
Горизонтальный анализ позволяет не только выявить скорость изменения каждого показателя и прогнозировать на основе полученных данных его изменение в будущем.
Для построения горизонтального анализа следует принять данные по каждой балансовой статье на начало отчетного периода за 100 процентов и рассчитать прирост (снижение) каждого показателя в сравнении с базовым. Для более точного прогнозирования темпов прироста (снижения) следует провести расчеты за несколько отчетных периодов - тогда тенденция изменения будет более очевидной.
Ценность и правильность выводов горизонтального анализа существенно зависят от влияния инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть существующие тенденции их изменений.
Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:
простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и очень ценны при сопоставлении периодов деятельности, существенно отличающихся по условиям хозяйствования, уровню цен, объемам производства. Кроме того, вертикальный и горизонтальный анализ позволяют проводить сравнение с эталоном (например, данными самого успешного в финансовом плане периода) и также анализировать результаты деятельности нескольких предприятий.
Для выполнения аналитических исследований и оценки структуры актива и пассива баланса его статьи подлежат группировке. Главными признаками группировки статей актива считают степень их ликвидности (т.е. скорости превращения их денежную наличность) и направление использования активов в хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от степени ликвидности, активы разделяют на две большие группы: внеоборотные (иммобилизованные средства - менее ликвидные) и оборотные (мобильные - более ликвидные). В основе аналитической группировки пассива лежит юридическая принадлежность используемых предприятием средств (собственные и заемные) и продолжительность использования их в обороте предприятия.
Актив баланса позволяет дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе.