Главное меню

Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации

В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности. На практике уровень рентабельности хозяйственной деятельности торговой организации обычно определяется отношением суммы прибыли к розничному товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль (убыток) в товарообороте. Этот показатель рентабельности следует рассчитывать не по всей прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как финансовые результаты от продажи основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота.

Экономисты стран с развитой рыночной экономикой называют его уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валовой прибыли и в обратной от роста или снижения уровней расходов на реализацию и налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

Наряду с рассмотренным показателем рентабельности продаж, изучают также рентабельность совокупного капитала, внеоборотных активов, оборотных средств, расходов на реализацию, собственного капитала и др. Профессор М.И. Баканов рекомендует изучать долю прибыли от реализации товаров в валовой прибыли и издержках обращения.

Показатели рентабельности следует рассчитывать и оценивать раздельно по прибыли от реализации товаров, по общей и чистой прибыли, что позволяет проанализировать влияние составных частей прибыли (финансовых результатов от текущей, операционной и внереализационной деятельности), ее распределения и использования на общую рентабельность деятельности торговой организации. В зарубежной практике менеджмента предпочтение отдают показателю рентабельности, исчисленному по чистой прибыли.

В заключение хотелось бы предложить анализ рентабельности продаж проводить по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных потоварного учета валовой прибыли и издержек обращения. Это позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях формирования и становления рыночной экономики рекомендуем определять и изучать рентабельность каждой партии закупленных товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий необходимо также учитывать их оборачиваемость. Результат данной методики покажем условно на примере в таблице 3. 4.

Таблица 3.4. Анализ рентабельности продаж по товарам

Товар

Рентабельность продаж в% к обороту

Оборачиваемость товаров в днях

Средняя рентабельность продаж в% к обороту (гр. 2: гр. 3)

А

4,000

25

0,160

В

2,000

5

0,400

Уровень рентабельности продажи товара А в два раза выше, чем товара В. Однако оборачиваемость товара А в пять раз медленнее, чем товара В. Следовательно, торговой организации выгоднее закупить и продавать товар В, по которому среднедневная рентабельность продаж в 2,5 раза выше (0,400:0,160), чем по товару А.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...