Малые предприятия и условия, необходимые для их формирования
Что же представляют собой малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться к критериям отнесения предприятий к малым.
К таким критериям в России относят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей. Согласно Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 12 мая 1995 г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает [13, С.4].:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других;
видов деятельности - 50 человек.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, также как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимаются организации, составляющие инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
банки, оказывающие финансовые услуги;
поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
специализированные фирмы и учреждения, оказывающие
профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов - служащих;
прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
средства связи и передачи информации;
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.
Перейти на страницу:
1 2 3 4