Государственный долг: содержание и основные формы
Согласно п. 1 статьи 97 Бюджетного Кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.
Основные формы долговых обязательств РФ следующие:
1. Кредитные соглашения и договора;
2. Государственные ценные бумаги (облигации Российского внутреннего выигрышного займа, приватизационные чеки (ваучеры), государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа, облигации сберегательного займа, казначейские займы, облигации внутреннего валютного займа, государственные долгосрочные облигации, золотые сертификаты);
. Договора о предоставлении гарантий РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
. Соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.
По срокам долговые обязательства подразделяются на:
· краткосрочные (до 1 года);
· среднесрочные (до 5 лет);
· долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.
Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
В настоящее время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны (Госдолг России в 2011 году составит 13,6% ВВП, к 2012 году показатель вырастет до 15,7% ВВП, а к 2014 году - до 17,4% ВВП, сообщает пресс-служба Минфина РФ. По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем государственного долга составит 5,0 трлн. рублей, в том числе государственный внутренний долг 3,5 трлн. рублей, государственный внешний долг - 1,5 трлн. рублей), что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
В эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга.
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.