Виды финансовой политики и методы ее формирования
По направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.
Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.
Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации.
Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития организации. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов для достижения поставленных целей. С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.
К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:
-выработку кредитной стратегии;
управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;
-новую стратегию;
выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.
Однако выбор той или иной финансовой стратегии еще не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности, состояния финансового рынка, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.
Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров текущей деятельности организации: объема и себестоимости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.
Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.
При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, которая обусловлена изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:
-разработка учетной политики;
выработка кредитной политики;
правление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
управление текущими (операционными) издержками, доходами прибылью;
остаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);
рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др.
Следовательно, приоритетная задача оперативного управления финансами организации обеспечение ее ликвидности и рентабельности. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Все стратегические и тактические решения проверяют на предмет того, способствуют ли они сохранению финансового равновесия или нарушают его. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса организации целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства - наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки. Поэтому проблема планирования и контроля денежных потоков имеет для предприятия приоритетное значение.
Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных.
Финансовую политику в корпоративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.
Перейти на страницу:
1 2 3