Методологические подходы управления муниципальным образованием
Муниципальное управление как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления.
Под методом муниципального управления понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа, руководителя) на коллективы людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. Другими словами, метод управления есть конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функции субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели.
Таким образом, процесс муниципального управления есть последовательность действий органа муниципального управления по переводу объекта управления в заданное состояние.
Регулируя экономическое развитие территории через методы управления, муниципальное образование должно решить следующие задачи (рис. 2):
ставить плановую практику на микроуровень в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;
определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хозяйственные пропорции в местной экономике;
быть гарантом стабильности в сфере экономической политики.
Рис. 2 - Задачи муниципального образования по управлению экономикой
Для решения данных задач муниципальные органы власти должны обладать определенным набором рычагов, инструментов влияния на экономику и системой институтов власти, способных их применять через соответствующие формы воздействия (рис. 3)
Цели и задачи управления экономикой муниципального образования представлены на рис. 3.
Рис. 3 - Цели и задачи управления экономическим развитием МО
Необходимо обеспечить своевременное и качественное правовое регулирование рыночных экономических и социальных процессов, определить границы и степень вмешательства муниципальных органов управления в экономику, создать адекватное современным условиям работы на рынке поле деятельности для исполнительной власти в вопросах оперативного управления муниципальной экономикой и разработке долгосрочных планов социально-экономического развития территории.
Согласно определенным методам управления экономикой муниципального образования нами были сформированы следующие направления совершенствования управления экономикой муниципального образования:
. Повышение эффективности распределения средств, поступающих в бюджет города, путем снижения взаимных неплатежей, предоставления льготных кредитов и налогообложения, создания единой формализованной методики трансфертов в бюджет МО, формирования программы социально-экономического развития города в рамках муниципального заказа и пр.
. Превышение «экспорта» продукции, работ, услуг, произведенных на территории муниципального образования, над их «импортом».
По нашему мнению, чтобы понизить зависимость от факторов внешней среды в управлении экономикой, органы местного самоуправления должны грамотно использовать функции управления, а именно:
. Увеличить инвестиционный потенциал местных бюджетов за счет расширения неналоговых поступлений (функция организации).
. Перераспределять часть доходов от муниципального предпринимательства через бюджет на текущие нужды муниципального образования (в первую очередь, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы), что может способствовать улучшению структуры распределения доходов в местном сообществе (функция организации, контроля и учета).
. Определить приоритетные отрасли экономики. В настоящее время ни коммерческие банки, ни фондовый рынок не в состоянии выполнить функции эффективных институтов перераспределения финансовых потоков. Только органы государственной власти и местного самоуправления, опираясь на публичную собственность, через налогово-бюджетную систему, с помощью банков развития и гарантийных механизмов способны обеспечить это перераспределение в пользу отраслей и сфер, с которыми связаны перспективы развития (функции прогнозирования, планирования, мониторинга).