Принципы профессионального поведения
Объективность и беспристрастность
Принцип объективности предполагает, что аналитика, советы, рекомендации, которые предоставляемые клиенту, максимально отражают реальное положение дел, и что суждения консультанта строились с максимальной отстраненностью от каких-либо личных интересов. Необъективность консультанта может быть вызвана: либо информационными факторами, либо факторами интересов.
Независимость
Объективность работы налогового консультанта зависит от степени его независимости, то есть от степени влияния на консультанта внешних людей, а также человеческих и организационно-производственных отношений, в которые включен консультант. Принцип независимости не означает, что консультант вообще не должен вступать в какие-либо отношения, но этот принцип требует, чтобы заключения, которые делает консультант, и советы, которые он дает, были бы освобождены от влияния этих отношений.
Конфиденциальность
Разглашение конфиденциальной информации клиентов (например, публикация) не является нарушением профессиональной этики:
а) если получено разрешение клиента с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями суда;
в) для защиты профессиональных интересов консультанта в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителем или уполномоченными представителями клиента; г) когда клиент намеренно и незаконно вовлек налогового консультанта в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Конфиденциальность информации оговаривается в контракте на заключение консультационных услуг или в дополнительном соглашении о конфиденциальности.
Законность
В РФ отсутствуют нормативные акты, регламентирующие какие-либо особые условия для занятий налоговым консультированием, в частности, лицензирование. Поэтому контроль со стороны государства за содержанием налогового консультирования затруднителен, что, с одной стороны, может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков-клиентов, с другой стороны - может подтолкнуть налогоплательщика к нарушению налогового законодательства. Налоговый консультант должен четко представлять и знать грань между законной консультацией и консультацией, выходящей за рамки закона. Хотя на практике эту грань определить трудно, а иногда невозможно.
Приоритет интересов клиента
Соблюдение принципа приоритета интереса клиента означает, что налоговый консультант ставит интересы своих настоящих и бывших клиентов выше собственных и служит им честно, компетентно, независимо. Налоговый консультант должен избегать выгод и интересов, предлагаемых третьими сторонами в связи с рекомендациями их клиенту без уведомления и согласия клиента. Налоговый консультант должен обеспечить, чтобы его личные и деловые интересы не могли ухудшить ход или повлиять на объективность задания.
Доверительность отношений с клиентом
Установление доверия - это процесс, и в доверии, как процессе, очень важным оказывается оправдание и поддержание ожиданий. Можно выделить два уровня доверия к консультанту: персональный уровень - доверие к конкретному налоговому консультанту, к его компетентности, честности, независимости; и корпоративный уровень - доверие к налоговой консультации, которую представляет консультант, в целом.
Добросовестность
Добросовестность консультанта складывается из обеспечения им полноты и качества предоставления услуг, его профессиональной компетентности и учета им конфликта интересов.
Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность консультанта - это совокупность технической компетенции консультанта, а также мотивов профессионального поведения и личностных свойств консультанта. Налоговый консультант должен выполнять свои профессиональные обязанности согласно надлежащим техническим и профессиональным стандартам. Кроме того, он должен быть полностью уверен в способности клиента воспринимать советы, использовать рекомендации и внедрять результаты работ по проекту. Налоговый консультант обязан сообщать клиентам о любых сомнениях, которые у него имеются в отношении возможности с пользой применять полученные рекомендации.
Учет конфликта интересов
Основные виды конфликтов интересов:
) Конфликт интересов клиента и интересов профессионального сообщества консультанта;
) Конфликт между интересами разных клиентов одного консультанта;
) Конфликт между личными интересами клиента и консультанта.
Консультант должен стремиться к тому, чтобы исключить саму возможность возникновения конфликта интересов, а в случае возникновения такого конфликта максимально оперативно разрешить его.