Пример налогового консультирования
Ситуация.
Управляющая организация (ООО), являющаяся плательщиком налога на прибыль, получила целевое финансирование в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Оставшуюся часть стоимости ремонтных работ (5%) оплатили собственники помещений.
Управляющая организация понесла расходы на выполнение ремонтных работ подрядным способом (работы приняты, акт подписан). На момент согласования акта приемки выполненных работ органом местного самоуправления выяснилось, что отремонтированный многоквартирный дом не был включен в региональную адресную программу. В связи с этим орган местного самоуправления потребовал возвратить бюджетную субсидию. Вправе ли управляющая организация, вернувшая бюджетные средства, включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, полную стоимость подрядных работ.
Налоговая консультация.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства бюджетов, выделяемых управляющей организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", относятся к средствам целевого финансирования, не подлежащим обложению налогом на прибыль.
В то же время плата за капитальный ремонт, внесенная собственниками помещений, составляет налогооблагаемый доход управляющей организации. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина РФ от 12.11.2009 № 03 11 06/2/241, от 29.10.2009 № 03 03 06/1/710, от 20.03.2009 № 03 11 06/2/47.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При этом расходы, понесенные в рамках целевого финансирования, не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ). Соответственно, расходы, приходящиеся на долю, оплачиваемую собственниками помещений, уменьшают налогооблагаемую прибыль. При нецелевом использовании рассматриваемых бюджетных средств управляющая организация обязана возвратить их источнику финансирования, в налогооблагаемые доходы эти суммы не включаются (аналогичная позиция представлена в Письме ФНС РФ от 18.11.2009 № 3 2 13/225).
В ситуации с возвратом субсидии источнику финансирования получается, что управляющая организация понесла расходы на оплату ремонтных работ в полном объеме за счет собственных средств. Данные расходы осуществлены в рамках предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (по договору управления многоквартирным домом в виде платы за капитальный ремонт), поэтому при условии их документального подтверждения они могут быть учтены в налоговой базе по налогу на прибыль в полном объеме.
Заключение
В заключении данной работы, подведем итоги проведенных исследований.
Под налоговым консультированием следует понимать - оказание квалифицированной помощи по налоговым вопросам различного характера, которую оказывают профессиональные консультанты. Сам процесс налогового консультирования достаточно трудоемкий и требует высокого профессионализма и глубоких знаний не только налогового законодательства, но и ряд других дисциплин смежных с налогообложением.
В связи с обстановкой постоянно меняющегося законодательства - налоговое консультирование занимает уверенное положение на российском рынке услуг.
В предлагаемой системе налогового консультирования в России обращение к консультанту по налогам и сборам должно быть правом налогоплательщиков. Любой налогоплательщик при желании может обращаться за квалифицированной и надежной помощью к консультантам (как к врачу, адвокату, юридическому консультанту и т.п.). Вместе с тем для определенных коммерческих организаций должна быть открыта возможность иметь в штате налогового консультанта или налоговый отдел. Официальное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования, удостоверенного государственным документом. Это должна быть признанная государством деятельность, имеющая цель оказание квалифицированной помощи налогоплательщикам при обязательном соблюдении интересов государства.