Балансирование госбюджета и его особенности в России
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 уровней:
1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов);
. Местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных и местных);
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный» бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
В бюджетном кодексе отмечены следующие принципы бюджетной системы РФ: единства бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; совокупного покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; сбалансированности бюджета.
Бюджетная политика РФ до 2003 г. выполняла задачу сбережения конъюнктурных доходов с избытком, а в последующие два года - с некоторым недостатком (хотя величина структурного баланса не выходила за пределы 1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2005 г. исполнялся со структурным профицитом, причём в среднем за 2000-2004 гг. сбережения превышали величину конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП.
Профицит обеспечивался за счёт умеренной величины расходных обязательств, принимаемых на стадии составления бюджета и благодаря перевыполнению плана по доходам из-за более высоких показателей роста экономики и инфляции. Переход от консервативной бюджетной политики 2000-2002 гг. ,к политике поддержания близкого к нулевому структурного баланса вполне оправдана. Из-за резкого повышения после девальвации рубля в1998 г. отношение государственного долга к ВВП (с 55 % на конец 1997 г. до 94 % на конец 1999 г.) правительство было вынуждено в течение нескольких лет считать проблему его погашения и обслуживания главной угрозой макроэкономической стабильности. К 2003г. долговая проблема в основном решена, в связи, с чем отпала необходимость поддержания структурного профицита.
Проведение бюджетной политики обеспечило стабильный уровень государственных расходов. Как видно на рисунке 2, в2000-2005 гг. расходы расширенного бюджета находились в пределах от 35 до 37 % величины ВВП, тогда как доходы менялись в диапазоне от 38 до 45 %.
Рисунок 2. Исполнение расширенного бюджета (в % от ВВП, очищенного от коньюктурных доходов)
Попытка обеспечить сбалансированность бюджета в каждый отдельный год обуславливает необходимость изменения расходов вслед за колебанием доходов, что имеет негативные последствия. Правительство при выработке бюджетной политики в последние годы использует логику структурного баланса. С переходом к среднесрочному бюджетному планированию важность формулирования целей в терминах структурного баланса ещё более возрастает.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает ограничения на размеры бюджетного дефицита: на федеральном уровне он не может превышать суммарного объёма бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.
Один из вариантов бюджетной политики на среднесрочную перспективу состоит в поддержании сбалансированного федерального бюджета без учёта операций со Стабилизационным фондом.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5