Банковская и казначейская системы исполнения бюджета
До конца 1992 г. в России действовала банковская система кассового исполнения федерального бюджета, базировавшаяся на норме ст.15 Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". B соответствии с ней Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия - другой банк по его поручению вели счета и являлись кассирами органов исполнительной власти. При банковской системе исполнения бюджета его средства по поручению Минфина России переводились с главного счета бюджета в Центральном банке РФ на счета отраслевых министерств и ведомств, являвшихся главными распорядителями бюджетных ассигнований по соответствующему разделу функциональной бюджетной классификации. Главные распорядители самостоятельно распределяли эти средства между текущими счетами по учету бюджетных средств нижестоящих распорядителей и получателей бюджета. Средства федерального бюджета были рассредоточены между множеством разноуровневых счетов по учету средств федерального бюджета. Не было единого центра, аккумулировавшего информацию о движении этих финансовых потоков. Правительство РФ при такой системе учитывало и контролировало лишь первую стадию движения денежных средств - с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшие денежные потоки не просматривались. Предварительный и текущий вневедомственный контроль за правомерностью ассигнований, осуществляемых распорядителями бюджетных средств, вообще отсутствовал. Последующий контроль осуществлялся выборочно и нерегулярно. При такой системе нецелевое использование бюджетных ресурсов было повсеместным явлением. Наиболее распространенными видами бюджетных правонарушений на практике были:
1. использование бюджетных средств в финансово-кредитной сфере в целях получения доходов (дивидендов, процентов и проч.);
2. внесение бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ;
3. расходование средств без оправдательных документом и сверх утвержденных лимитов финансировании.
B целях борьбы с массовыми бюджетными правонарушениями и укрепления бюджетной дисциплины 8 декабря 1992 г. Президентом РФ был издан Указ № 1556 "О Федеральном казначействе". Было объявлено о переходе к казначейской системе исполнении бюджета, основанной на принципе единства кассы. Это означало передачу централизованной системе органом Федерального казначейства всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета.
До принятия Бюджетного кодекса РФ, действующего с 1 января 2000 г., из всех стадий бюджетного процесса стадия исполнении бюджета была урегулирована в наименьшей степени. Отсутствовала законодательная регламентация процесса исполнении бюджета, так как законодательные нормы в этой области сводились к нескольким статьям устаревшего закона 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Статья 17 этого Закона предоставляла определение порядка исполнения бюджетов Правительству РФ и фиксировала его право вносить изменении, касающиеся доходов и расходом бюджета, в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. B период с 1991 по 1998 г. практически все нормы, касающиеся исполнении бюджета, "запускались" в действие подзаконными актами Президента РФ, Правительства РФ и нижестоящих органов исполнительной власти.
C принятием и вступлением в действие с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса РФ был определен четкий порядок банковского обслуживания исполнения бюджетов. B настоящее время Центральный банк и его структуры на местах осуществляют банковское исполнение бюджета. Коммерческие банки осуществляют банковское исполнение бюджета лишь в случае, если на местах нет структур Центрального банка. Перспективным является полное сосредоточение в ведении Федерального казначейства всех операций, связанных с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы России.