Этапы развития национальной денежной системы
Конечно, это был лишь первый шаг. Впереди было еще немало проблем, требовавших столь же четких, грамотных решений. Становление финансовой системы фактически происходило в 1994 году. В тот год удалось приостановить падение курса тенге к доллару, и инфляция по сравнению с предыдущим годом снизилась в два раза - с 2 500% в 1992 году до 1 260% в 1994-м. К концу 1995 года инфляцию удалось сократить до 58%, а затем поддерживать эту тенденцию каждый год.
Один из важнейших финансовых указов Президента Республики Казахстан, определивший не только схему отношений, но и обозначивший финансовую политику и принципы государства, был принят 8 февраля 1994 года. Указом устанавливалось, что приватизация объектов госсобственности всеми юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными инвесторами, осуществляется на территории Казахстана только за тенге.
В эти непростые годы система проверялась на способность реагировать на те или иные изменения и при этом оставаться устойчивой при форс-мажорных внешних или внутренних обстоятельствах. Так, серьезным испытанием для национальной валюты стал российский «черный вторник» 1994 года, который провел окончательный «водораздел» между тенге и рублем и фактически покончил с трехвалютной системой, при которой рубль все еще имел хождение в Казахстане, особенно на севере республики. Сегодня экономисты сходятся во мнении, что появление тенге и в основном последовательное построение финансовой системы положили начало макроэкономической стабилизации в стране.
Еще один важный указ Президента 1994 года - создание государственного Банка развития. Именно он был уполномочен осуществлять долгосрочное кредитование эффективных инвестиционных проектов в соответствии с определяемыми Правительством приоритетами экономического развития страны. Затем в ходе реформы в банковском секторе он был присоединен к государственному Экспортно-импортному банку Республики Казахстан. Эксперты отмечают, что тенденция к упорядочению, ужесточению контроля была предопределена системообразующими законодательными актами 1994 года.
В частности, в 1993-1994 годах численность коммерческих банков превышала 150 банков, причем многие из них были финансово несостоятельными. Необходимо было оздоровить банковский сектор. К решению этой задачи Национальный Банк приступил уже в 1995 году, получив полномочия по регулированию банковской деятельности по Указу Президента «О Национальном банке РК». Так, в 1995 году началась реструктуризация банковской системы, которая и сейчас, пройдя испытание мировым кризисом, является одной из самых устойчивых на постсоветском пространстве.
Еще одно позитивное событие 1995 года - замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции. Итоги года показали, что с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно влиять на уровень инфляции, снижая ее монетарную составляющую. Функция кредитования экономики перешла от Национального банка к банкам второго уровня. А Национальный Банк стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, прекратил прямое кредитование дефицита республиканского бюджета. В этот год при участии Президента была открыта и собственная Банкнотная фабрика.
Важнейшие события произошли в 1997 году. Во-первых, была создана накопительная пенсионная система. Также в тот год руководством страны была прекращена приватизация, поскольку стало ясно, что приватизаторы не торопились поднимать производства. И страна пошла по пути привлечения иностранных инвесторов. В Казахстан нужно было заводить деньги для реализации экономических задач. Местные банки на роль инвесторов не годились в силу их маломощности. Самый большой банк тогда имел капитал не более 400 млн. долларов. Это был мизер. И прямые инвестиции пошли в республику. Роль, которую в этом вопросе играл и играет Глава государства, трудно переоценить, поскольку инвесторы вкладывали деньги в экономику Казахстана, входили в проекты во многом благодаря личному авторитету Президента страны. Сейчас республика по привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения входит в первую тройку в мире. Причем этот статус Казахстан удерживает последние десять лет. Инвесторы с мировыми именами и брендами поднимали крупные предприятия, восстанавливали производства, несли технологии, опыт создавали рабочие места, учили нашу молодежь. Компании-инвесторы сыграли большую роль в развитии нефтяного, горнодобывающего, перерабатывающего секторов экономики. Объем привлеченных инвестиций в 2009 году достиг отметки в 50 млрд. долларов. Поток ПИИ практически не снижался и в кризисные годы, достигнув годового максимума. А последний Совет инвесторов при Президенте Казахстана показал, что интерес инвесторов к стране сохраняется. Сегодня и в перспективе они готовы на взаимовыгодных условиях реализовывать различные проекты. Соседняя Россия тогда пошла по другому пути: дальнейшему развитию приватизации. Но эффективность принятых тогда решений двух стран характеризуют цифры: в 2009 году уровень добычи нефти в России оставался на отметке 1991 года, в то время как Казахстан с 1991 года нарастил объемы добычи этого сырья втрое. Поэтому для нас так важен 1997 год, который обеспечил задел и возможности развития на 30 лет вперед.