Структура и роль рынков капитала
Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров. Что при этом понимается под сделкой.
При нормальных условиях сделка представляет собой обмен товара на деньги (со стороны продавца) и денег на товар (со стороны покупателя) по формуле продавец - товар - деньги -покупатель. При этом участники следят за тем, чтобы товарно-денежное обращение было равноценным по стоимости (ценности).
В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли торговой деятельности. Они в свою очередь, делятся на соответствующие подотрасли и виды:
Рынок потребительских продуктов (продовольственных товаров, жилья и т.д.)
Рынок средств производства (машин, оборудования, транспортных средств, сырья, электроэнергии и т.д.)
Рынок услуг (коммунальное, бытовое обслуживание культурные и т.д.)
Рынок научных и опытно-конструкторских разработок;
Рынок ссудных капиталов;
Рынок ценных бумаг;
Рынок валют;
Рынок духовных благ и т.д.
Рыночные отношения различаются по характеру поведения участников торговых сделок.
По территориальному признаку различают рынки местные, национальные и мировой рынок.
По уровню насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный.
По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым и деформированным.
По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный.
Рыночное хозяйство прямо противоположно натуральному хозяйству в одном очень важном направлении. Оно дает своим агентам (участникам) максимальную степень экономических свобод.
Покупатель обладает экономической свободой, если он :а). по желанию выбирает продукт из множества предлагаемых благ; и б). отыскивает продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст товар.
Для продавца свобода заключается в следующем: а). в выборе наиболее подходящего покупателя; и б). возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.
По уровню развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.
Свободный рынок обладает максимумом свобод. Здесь субъекты рынка имеют полную независимость. Они свободны от вмешательства государства в дела собственников.
Нелегальный рынок включает два вида: а. теневую торговлю и б. черный рынок.
Теневая торговля ведется с нарушением правил купли-продажи (неуплаты рыночных сборов и налогов, отсутствие необходимых лицензий - разрешения государственных органов на сбыт определенных товаров). На черном рынке подпольно торгуют вещами, которое запрещено производить и торговать. Так, согласно УКРФ, уголовно наказуемыми признаны, в частности, сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; торговля наркотическими средствами, психотропными веществами.
Регулируемый рынок подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.
Рыночная цена - это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.
Экономическая теория открыла законы, выражающие количественную взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.
Спрос - это платежеспособная потребность.
Предложение - это масса товаров с определенными ценами, которую готовы продать производители.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена (причина), тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов (следствие). И наоборот, чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Всякий продавец и покупатель замечают, что их выгода от торговых сделок во многом зависит от складывающихся на рынке соотношений спроса и предложения как по отдельным продуктам, их группам, так и по товарной массе в целом.
На рынке типичными могут быть следующие соотношения спроса и предложения.
. Предложение товаров превышает спрос покупателей. Такое относительное товарное обилие может быть результатом излишнего производства изделий. Кроме того, оно может стать следствием непомерного взвинчивания цен или невысокого качества продуктов, или дефицита (нехватки) денег у населения при неудовлетворенных потребностях, или каких-либо других обстоятельств.
. Спрос превышает предложение. Неудовлетворенный покупательский спрос заставляет людей искать приложения своим деньгам.
Товарный дефицит может возникнуть в следующих случаях. Если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся повышенным спросом. Когда изготовляются вещи, не отвечающие требованиям покупателей. Когда искусственно понижаются цены на какие-то продукты и услуги, что не соответствует их стоимости (или равновесной цене).
Перейти на страницу:
1 2 3