Структура и роль рынков капитала
. Равновесие спроса и предложения. Оно характеризует общее и частное соответствие между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения.
Здесь на рынке представлено товаров не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей.
Таким способом можно лучше всего удовлетворить потребности и интересы как продавцов (производителей) так и потребителей.
Если рынок развивается свободно и стихийно, без постороннего вмешательства, равновесная рыночная цена полностью совпадает с общественной стоимостью товара.
Как это звучит ни парадоксально (странно, неожиданно), свободный рынок по своей природе не в состоянии вообще избавиться как от избытка, так и от дефицита товаров. Дело в том, что стихийный рынок имеет своего рода атомистическое строение (состоит из массы независимых частных собственников). На нем непрерывно совершается хаотическое «броуновское движение». Поэтому спрос и предложение испытывают никем не контролируемые изменения.
Более того. Одновременное действие законов спроса и предложения дает двойной отрицательный результат. Если, например, цена поднимается выше точки равновесия, то одновременно спрос сокращается, а предложение возрастает, что расширяет зону товарного избытка. Когда же цена опускается ниже равновесной точки, то спрос повышается, а предложение уменьшается, вследствие чего пространство зоны дефицита возрастает.
«Для упрощения вопроса мы оставим пока в стороне весь основной капитал, и будем рассматривать лишь ту часть постоянного капитала, которая состоит из сырья и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и товаров, или еще изготовляемых, или уже находящихся на рынке в готовом виде.
Если повышается цена сырья, например, хлопка, то повышается также цена и хлопчатобумажных товаров - полуфабрикатов, как пряжа, и готовых товаров, как ткань и т.п.- которые изготовлены из более дешевого хлопка».
Если фирма нашла способ, производить какой - либо товар с экономической прибылью, то это, скорее всего, будет означать, что у него вскоре появятся соперники. И тогда между этими фирмами развернется борьба за рынок сбыта, т.е. конкуренция.
Конкуренция - это поистине «война всех против всех». На рынке вообще сражение ведется на три «фронта». Первый фронт мы наблюдаем среди производителей и продавцов. Все они хотят продавать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Вслед за «победителем» снижают цену и «побежденные». Этим предотвращается рост перепроизводства товаров.
Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Далее происходит своеобразная ценная реакция: цены должны повышать все покупатели. Тем самым преодолевается товарный дефицит.
Наконец, главный третий фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выиграет сражение? Разумеется та, которая больше сплочена и в итоге может навязать свою цену.
Самый старый тип конкуренции - это чистая (совершенная) конкуренция.
Совершенная конкуренция - ситуация на рынке, при которой между собой сталкивается множества производителей однотипных товаров, причем ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, чтобы иметь возможность навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.
Монополистическая конкуренция - рынок, на котором монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление уникального товара, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения.
Рынок чистой монополии (монопольный) - рынок, на котором товары определенного назначения предлагаются покупателям только одной фирмой-монополистом.
На таком рынке возможности покупателя найти нужный товар у альтернативного изготовителя или продавца ограничены.
Монополия - сила, подрывающая конкуренцию и свободный рынок.
Если при свободном рынке, число продавцов много, препятствий для входа и выхода из рынка нет, участники рынка независимы друг от друга, товаровладелец не может устанавливать свою цену на товар, то в монополии число продавцов один. Нет свободного вхождения на рынок. Участники рынка вступают в различные виды зависимости. Товаровладелец устанавливает свою цену на товар.
Издавна известна прежде всего естественная монополия. Ею обладают собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда относятся также имущество народнохозяйственного значения: железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт.
Перейти на страницу:
1 2 3