Налогообложение в системе формирования местных бюджетов
Отмечается, что указанные налоговые источники, хотя и наполняют муниципальный бюджет определенным количеством средств, не отвечают принципам бюджетного федерализма в государстве, а также заложенной Конституцией РФ концепции местного самоуправления. Налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыль являются федеральными налогами, тогда так согласно Конституции РФ основным источником доходов муниципальных бюджетов должны являться местные налоговые платежи.
В связи с отсутствием четкого доктринального и законодательного определения взимания местных налоговых платежей предложено под правовым режимом их взимания понимать установленные нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных НК РФ, порядок и сроки уплаты данных обязательных платежей. Урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах отношения по взиманию местных налоговых платежей создают тот правовой режим, в рамках которого осуществляется исполнение обязанности по их уплате.
В ходе взимания местных налоговых платежей возникают общественные отношения, складывающиеся между государством и муниципальными образованиями с одной стороны, и налогоплательщиками с другой. При этом властной, обязывающей стороной, устанавливающей налоги и обязанность по их уплате, являются публичные субъекты - государство и муниципальные образования. Обращается внимание на то, что если обязанность по уплате налогового платежа исполняется в установленном порядке добровольно, налог не перестает от этого быть «взимаемым», так как правомерные действия налогоплательщика с момента возникновения у него объекта обложения подчинены властным велениям со стороны публичных субъектов - государства и муниципальных образований.
В деятельности по взиманию обязательных платежей особое значение приобретает обеспечение подчинения субъектов правилам, содержащимся в нормах права. Реализация обеспечения исполнения нормативных предписаний должна включать в себя в первую очередь комплекс организационных мероприятий, имеющих целью содействовать участникам соответствующих отношений в реализации их прав и обязанностей, а также проходить под контролем соответствующих властных органов. Правоприменительная деятельность по организации взимания местных налоговых платежей, преследуя не только фискальные цели пополнения бюджетов муниципальных образований, но и защиту имущественных прав налогообязанных лиц, подчинена требованию жесткого правового регулирования, в том числе и при определении компетенции осуществляющего указанную деятельность органа.
Так, налоговый орган посредством предоставленного ему законом правового инструментария создает предпосылки, условия, организует процесс исполнения налоговой обязанности, а также «вынуждает» налогоплательщика исполнить указанное обязательство, в том числе и в принудительном порядке (путем взыскания налогового платежа). Следовательно, взимание - это установленный нормативными актами правовой режим, в рамках которого происходит исполнение обязанности по уплате налога (сбора). Учитывая изложенное, под организацией взимания налоговых платежей предложено понимать целенаправленную деятельность, представляющую собой совокупность процедур, осуществляемых с целью создания условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) обязанности по уплате (перечислению) налоговых платежей, в том числе в принудительном порядке. Эта организация осуществляется налоговыми органами в рамках налогового процесса, на основе норм законодательства о налогах и сборах. При этом организация взимания налога представляет собой ту сторону налогового процесса, которая непосредственно связана с активной ролью властного субъекта по отношению к субъекту обязанному. Объектом данной деятельности выступает исполнение обязанности по уплате налога.