Основные направления совершенствования собственных бюджетных
доходов муниципальных образований
Помимо твердого закрепления за муниципальными бюджетами местных налоговых платежей, а также передачи самоуправлениям полноценных источников доходов, предлагается провести качественное изменение правового регулирования тех источников, которые в настоящее время выступают в качестве доходов местных бюджетов.
В отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц, во избежание ситуации, когда «нет регистрации права - нет документа - нет обязанности по уплате налога», предлагается исходить из фактического пользования объектом налогообложения. При этом бремя доказывания данного факта следовало бы возложить на налоговый орган с предоставлением ему соответствующих полномочий.
Уточнение статуса имущества, «используемого для предпринимательской деятельности» (в целях начисления налога на имущество физических лиц), позволило бы пополнить доходную часть местных бюджетов за счет имущества, которое в указанной деятельности фактически используется (прямо либо косвенно).
В целях определения налоговой базы по местным налоговым платежам предлагается установление в Российской Федерации единой системы инвентаризационной оценки имущества, отвечающей как экономическим, так и географическим условиям в государстве. Кроме этого, в случае несвоевременного направления налогоплательщику налогового уведомления установить запрет на начисление пени и продление срока исполнения налоговой обязанности.
Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Следовательно, отсутствие утвержденного бланка декларации по местным налогам формально не будет препятствием для определения платежа в качестве обязательного, и он будет подлежать взиманию на соответствующей территории (п.1 ст. 17 НК РФ). На практике не урегулирование вопроса об отчетности по местным взносам, имеющим порядок внесения в бюджет «по декларации», может привести к невозможности исполнения обязанности по уплате налога добросовестным налогоплательщиком. С учетом этого положения НК РФ нуждаются в дополнении положения о процедуре уплаты налоговых платежей при отсутствии форм отчетности.
Совершенствования требуют нормы БК РФ в части закрепления налога на доходы физических лиц, исходя из норматива не менее 10 % налогового дохода консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по данному платежу (п.2 и п.3 ст. 58 БК) за местными бюджетами на длительное время, а никак не на очередной финансовый год. Улучшить финансовое состояние муниципальных образований может наделение органов субъектов Российской Федерации обязанностями устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты долей федеральных и (или) региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (с п. 4 ст. 61, п.3 ст. 61.1, п.3 ст. 61.2 БК РФ). Кроме этого, дальнейшей законодательной проработки требуют вопросы утверждения единой для всех муниципальных образований методики распределения финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Решение поставленной задачи - увеличение собственных доходов местных бюджетов - видится в следующем.
В первую очередь это четкое определение в законодательстве понятия собственных доходов местных бюджетов. Во-вторых, повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований может быть достигнуто путем передачи на местный уровень таких доходных источников, которые должны иметь характер собственных, исходя из своей сути, а не названия, а именно: закрепленные (полностью либо частично) конкретно указанные доходы. Местным бюджетам предпочтительно передать больше финансовых ресурсов в виде отчислений от налогов, а не финансовой помощи, так как налоговые доходы создают предпосылки для заинтересованности муниципальных администраций в развитии соответствующих территорий. В-третьих, необходима разработка реального механизма судебной защиты права местного самоуправления на необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов.
Проведение указанных мероприятий позволило бы обеспечить минимизацию встречных финансовых потоков в государстве, увеличить заинтересованность территорий в наращивании собственных доходов и тем самым заинтересовать органы местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы. Они будут способствовать формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, рациональному использованию муниципальной собственности, поднятию уровня местного налогового нормотворчества, уменьшению дотационности местных бюджетов, а в связи с этим и ликвидации иждивенчества со стороны местных властей.