Проблемы эффективности бюджетного планирования в системе
финансового планирования в РФ
Как было доказано ранее неотъемлемой частью бюджетного планирование является бюджетный процесс.
С помощью всей системы бюджетного процесса воплощаются в жизнь задачи, поставленные перед государством, нацеленные на более полное использование резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства, мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов, проведение контроля за правильным расходованием государственных средств.
Обеспечить эффективность бюджетного планирования позволят следующие принципы [18, c.19]:
1. принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
2. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, к проблемам эффективности бюджетного планирования можно отнести: проблему сбалансированности бюджета, нецелевое использование бюджетных средств, а так же их нецелевое расходование государством.
Проблема сбалансированности заключается в том, что экономика на данном этапе не отличается большой стабильностью и спрогнозировать точное количество средств, которое получит бюджет, практически невозможно. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов [5, c.16].
Важным моментом является так же задача обеспечения эффективности и оперативной управляемости, подконтрольности всего процесса движения бюджетных средств для обеспечения их оптимального использования в качестве важнейшего фактора развития экономики. Процесс использования федеральных финансовых ресурсов должен сопровождаться эффективным контролем за законным, целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Такой механизм должен обладать высокой оперативностью и единством; чтобы обеспечить необходимую маневренность государственными финансовыми ресурсами.
Таким образом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволил упростить механизм обслуживания бюджетов, усилить контроль за исполнением и эффективностью использования бюджетных средств.