Главное меню

Особенности инвестирования в малый бизнес индустрии гостеприимства в г. Новосибирске

Бум строительства отелей, предрекаемый Новосибирску как минимум с конца 90-х, так и остается в неопределенном будущем. Все анонсированные проекты крупных, трех- и четырехзвездочных отелей пребывают либо в стадии обсуждения с инвесторами, либо в проектной проработке. Но спрос на гостиничные услуги велик и постоянно подогревается спецификой Новосибирска - города, где анемичность классического, «созерцательного» туризма компенсируется бурным ростом туризма делового. И пока «большие» отельеры думают о глобальных проектах, малые гостиничные операторы формируют новую нишу бизнеса буквально взрывными темпами - каждый месяц в городе открывается по одному мини-отелю.

Мини-отель - формат, привычно ассоциирующийся с курортами Кубани, Кавказа и городами Золотого Кольца. Новосибирск в канон мини-отельного города абсолютно не укладывается. Тем не менее, пробуксовка больших гостиничных проектов позволила стать мини-гостиничному ажиотажу не просто парадоксом, но серьезной, долгосрочной и интересной инвесторам тенденцией.

Единственная более или менее внятная характеристика этого постоянно растущего сектора - число номеров, позволяющее считать гостиницу малой. В остальном эти объекты весьма разнообразны. Сами новосибирские отельеры к малым гостиницам относят объекты с числом номеров не более 10-15. Гостиницы, в которых 20-50 номеров, квалифицируются уже как средние. Например, гостиница «Набережная», открывшаяся в феврале 2010 года, этой осенью переместится в группу средних (в первой ее очереди - 16 номеров на 32 места, к сентябрю, с пуском второй очереди, вместимость отеля составит 52 места - 26 номеров). Сейчас в Новосибирске действует более двух десятков отелей в 10-20 номеров. Общий номерной фонд мини-отелей оценивается в 200-250 номеров. Как подчеркивают все эксперты, эту статистику можно считать приблизительной, поскольку ряд гостиниц действует, так сказать, полуофициально, под расплывчатыми категориальными определениями вроде «центр отдыха», «рекреационный клуб» и так далее.

Уровень сервиса, стоимость услуг, архитектурные параметры номеров и самого здания - все это вариативно и с трудом поддается категориальному обобщению. Малой гостиницей могут называться и наспех обставленная пристройка к двусмысленной сауне, и принаряженные комнаты в ведомственном общежитии, и исторический памятник (например, в здании, считающемся памятником сибирской архитектуры, расположился отель De Luxe), и модернистское здание с авторским дизайном (гостиница «Сосновый бор», открытая НЗХК в декабре 2009 года). Словом, амплитуда предложения в «миниатюрном» секторе гостиничного рынка обширна - от откровенно маргинальных вариантов до «премиумных».

«Если вынести за скобки всякие сомнительные «отели при банях», малый гостиничный бизнес в Новосибирске зависит от тех же факторов, что и большой, и технологические приоритеты у таких отельеров должны быть те же самые, - убеждена маркетолог Ирина Грушецкая. - Да, в нашем городе миниатюрные гостиницы востребованы, но не надо жестко отождествлять их с форматными собратьями в классических туристических центрах. Малый отель в Новосибирске - это проект изначально более техносложный и затратный, нежели такой же по числу мест отель где-нибудь в Суздале, Ярославле или Сочи. Гостинице-малютке в классическом туристическом городе не нужны ни комната переговоров, ни конференц-зал. Даже интернет-линия по большому счету необязательна. Ведь в ее номерах будет жить сугубо праздная публика, прибывшая в город за развлечениями и впечатлениями. Все эти бизнес-опции для нее излишни. Напротив, в Новосибирске все перечисленное не может быть статьей экономии: в нашем городе бизнес-туризм безоговорочно преобладает над туризмом рекреационным, соответственно, и конференц-зал, и переговорная, и информационные каналы должны быть обязательно. Без этих сервисных элементов мини-отель в Новосибирске - неликвид. Хотя, как мне известно, многие мини-отели обустраиваются как раз по самому нерациональному для нашего города «суздальскому» варианту».

«Есть еще одно принципиальное отличие, - продолжает тему независимый консультант Лариса Москалева. - Поскольку малые гостиницы туристических столиц имеют упрощенный сервисный пакет (к примеру, отсутствие ресторана вполне эффективно и обаятельно восполняет кухня по-домашнему), они могут брать гостя ценой - если и не демпинговать жестко, то предлагать цену существенно более «уютную», нежели в большом отеле со звездами. В Новосибирске же мини-отели, желающие быть рентабельными, вынуждены предлагать цены «взрослые». Например, в рамках 3000-4900 рублей за сутки - как за «люкс» большого отеля. Такой масштаб ценообразования обусловлен именно сервисной спецификой, новосибирским контекстом. Можно сказать, любой серьезный мини-отель у нас вынужден быть именно бизнес-отелем».

В архитектурном плане подавляющая часть маленьких гостиниц - плоды реконструкции разной степени сложности (впрочем, по эстетической актуальности такие здания могут не уступать новым - пример отеля «Сосновый бор» это доказывает). Доля абсолютных новостроек минимальна. В Новосибирске в этой группе находятся гостиницы «Барракуда» и «Набережная».

Перейти на страницу: 1 2 3

Рынок денег

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

Перейти в раздел ...

Теории кредита

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Перейти в раздел ...

Оптимизация капитала

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Перейти в раздел ...