Оценка и проблемы эффективного использования финансовых ресурсов
муниципального образования
Одной из наиболее значимых проблем является планирование бюджета. Сравнительно недавно в основе финансирования расходов бюджета лежал принцип пообъектного финансирования, то есть финансирование бюджетных учреждений по потребности, без какого-либо учета результатов их деятельности. Планирование бюджета осуществлялось от «базы» прошлого года, а вопрос отдачи, пользы поднимается слабо.
В результате формирования бюджета от базы прошлого года главные распорядители бюджетных средств лишались каких-либо стимулов к рациональному и экономному использованию бюджетных средств. Более того, они вынуждены были «раздувать» свои расходы, чтобы не столкнуться с проблемой сокращения финансирования в следующем году. Следовательно, нагрузки на бюджет постоянно увеличивались. Когда расходы финансируются по смете, не имеет значения: какие конкретно работы учреждение выполнило для нужд города, поскольку учреждению гарантировано обеспечение из бюджета заработной платы, оплата коммунальных услуг и т.п.
Исходным принципом при формировании и исполнении бюджета становится обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы «привязываются» к конечным результатам. Должна быть прямая зависимость между эффективностью и результативностью бюджетных услуг, объемом и качеством с одной стороны, распределением бюджетных средств между бюджетополучателями, программами - с другой.
Не менее остро стоит вопрос развития программно-целевого метода планирования бюджета. В настоящее время получатели бюджетных средств при подготовке целевых программ ориентируются не на активизацию действующих обязательств, а на получение дополнительных ресурсов из бюджета.
Бюджетная политика занимает важное место в развитии муниципального образования. Все полномочия муниципалитета должны быть обеспечены бюджетными средствами. Поэтому от того, на каких принципах, и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как сельское поселение управляет «переданными» ему обществом финансовыми ресурсами зависит не только выполнение обязательств, но и эффективность работы всего муниципального образования, а значит достижение целей развития сельского поселения Тербунский сельсовет.
Основные проблемы управления финансами в Тербунском сельсовете могут быть сформулированы следующим образом:
неопределенность границ общественных финансов. Что требует уточнения перечня бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из бюджета, на основе инвентаризации системы бюджетных учреждений и реализации программы оптимизации муниципальных расходов и реструктуризации сети бюджетных учреждений;
несовершенство бюджетного процесса. Принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;
несовершенство системы управления расходами бюджета. Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг населению города требует их детальной инвентаризации и разработки стандартов качества. Реализация этих мер требует пересмотра состава бюджетных обязательств муниципальных органов власти, осуществления институциональных преобразований, направленных на внедрение рыночных отношений в финансирование бюджетных услуг, оптимизации количества бюджетных учреждений и численности персонала.
Таким образом, можно отметить, что в целом муниципальное образование не располагают реальными возможностями формирования за счет собственных средств финансовой базы, способной обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на них полномочий. Доходы местного бюджета не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий: осуществления капитальных вложений в развитие и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и образования, объектов инфраструктуры.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7