Оптимизация расходов местных бюджетов
Для повышения эффективности бюджетной расходной политики органов маетной власти финансовое обеспечение расходов должно учитывать специфику общественных благ и особенности методов их финансирования (см. табл. 13).
При соблюдении предлагаемого соответствия между видом общественных благ и методом их финансирования механизм финансового обеспечения в наибольшей степени будет соответствовать принципам адекватности, достаточности, эффективности и прозрачности.
Таблица 13 - Соответствие методов финансирования специфике общественных благ
Виды общественных благ |
Методы финансового обеспечения |
1. Чистые общественные блага |
Сметное финансирование |
2. Государственные гарантии | |
2.1. Блага, предназначенные для текущего потребления | |
2.1.1. Денежные выплаты |
Адресное субсидирование |
2.1.2. Услуги, предоставление которых обеспечивается государством |
Приобретение при наличии негосударственных поставщиков, субсидирование при отсутствии негосударственного рынка услуг |
2.1.3.Услуги, предоставление которых организуется государством |
Долевое адресное субсидирование, кредитование |
3. Мероприятия, направленные на достижение поставленных целей |
Закупочное субсидирование, долевое субсидирование, кредитование |
4. Инвестиции | |
4.1. В формирование государственной (муниципальной) собственности |
Приобретение |
4.2. В формирование долевой собственности |
Кредитование, приобретение, долевое субсидирование |
Кроме специфики общественных благ, на эффективность организации их финансирования оказывает влияние выбор метода составления бюджета. В исследовании выделено несколько характеристик бюджетного процесса, в зависимости от которых используют те или иные методические подходы при его составлении: объект и основополагающий принцип распределения, направление распределения, срок и основу для осуществления расчетов.
В зависимости от объекта распределения бюджет может формироваться «от доходов» и «от расходов», каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (табл. 14).
Таблица 14 - Характеристика подходов (методов) составления бюджета в зависимости от объекта распределения
Метод «от доходов» |
Метод «от расходов» |
Преимущества |
Недостатки |
Преимущества |
Недостатки |
Позволяет увязать потребности с имеющимися возможностями |
Нет гарантий в полном финансировании расходов на предоставление необходимых благ |
Гарантия полного финансирования затрат на предоставление необходимых благ |
Ограниченный контроль за размером налогового бремени |
Контроль за величиной государственного долга |
Необходимость экономить средства при наличии рыночных цен на материальные ресурсы заставляет экономить на оплате труда |
Приобретаемые ресурсы (в т.ч. трудовые) оплачиваются по их реальной стоимости |
Есть вероятность существенного роста государственного долга |
Возможность держать под контролем размер налогового бремени |
Нет четкой зависимости между ресурсами и результатом |
Получаемые ресурсы зависят от выполняемого объема работ и достигаемого результата |
В случае использования заемных средств налоговое бремя по оплате потребленных благ может быть переложено на другие поколения |
|
Государственные гарантии могут исполняться не в полном объеме, а "по мере возможности" |
Государственные гарантии исполняются в полном объеме | |
|
Отсутствует мотивация бюджетополучателей экономить распределенные им финансовые ресурсы |
Увеличение финансирования возможно только в случае роста количества оказываемых услуг | |
Перейти на страницу:
1 2 3 4