Оптимизация расходов местных бюджетов
Муниципальные гарантии - представляет собой услуги, основным свойством которых является четкая персонификация. В указанную группу функций включены гарантии, которые по форме предоставления условно подразделены на выплаты (пенсии, стипендии, жилищные субсидии) и услуги (образование, здравоохранение, услуги сферы ЖКХ). Основываясь на свойстве персонификации, можно отметить, что величина расходов на эти услуги непосредственно зависит от числа обслуживаемого контингента, следовательно, может быть определена цена предоставления услуги на единицу контингента, а соответственно, какая-то часть услуг оплачивается самими потребителями. В зависимости от муниципальных гарантий органы власти либо обязуются обеспечить предоставление услуги бесплатно, за счет средств бюджета, либо организовывают предоставление услуг по фиксированным тарифам. При наличии прогнозируемого числа потребителей и утвержденного тарифа услуги могут предоставляться как государственными, так и негосударственными организациями.
Таким образом, для второй группы расходов оптимальным при формирования бюджета является метод с нулевого базиса. Рассчитав реальную стоимость предоставления муниципальной услуги и прогнозируемое количество контингента, можно сформировать оптимальный бюджет за счет выбора наиболее эффективного варианта предоставления услуги. Наличие персонификации позволяет привлечь к оказанию услуг организации всех форм собственности, поэтому существуют альтернативы сметному финансированию. Условием привлечения бизнеса в сферу оказания общественных услуг является реалистичность цены единицы услуги и устойчивость спроса на нее, а действие законов конкуренции может способствовать решению многих проблем, имеющих место в настоящее время в данном секторе.
Функции, отнесенные к группе программных мероприятий, обладают следующими характеристиками:
) расходы на проводимые мероприятия ограничены во времени (есть начало и конец осуществляемых мероприятий);
) результаты проводимых мероприятий могут быть заранее известны, количественно измерены и прогнозируемы;
) существуют различные варианты осуществления расходов, затратная часть реализации мероприятий может структурно изменяться, поэтому необходима некоторая свобода в управлении финансовыми потоками для оптимизации расходов. Контроль за эффективностью муниципальных расходов представляет собой аналитическую работу, позволяющую оценить, с каким коэффициентом полезного действия используются бюджетные средства. Результатом аналитической работы должны стать предложения и рекомендации в части:
− изменения подведомственной структуры распорядителя бюджетных средств, в частности можно сформировать единые центры предоставления сходных государственных услуг, например, по вопросам регистрации всех видов собственности (земельных участков, недвижимости) и предоставлению жилищных субсидий;
− смены поставщика услуги (вместо содержания бюджетного учреждения формировать государственный (муниципальный) заказ и оплачивать предоставленные услуги негосударственной организации);
− замены услуги денежной компенсацией и т.д.
В любом случае, основным критерием эффективности муниципальных расходов остается получение обществом максимального количества общественных благ на рубль бюджетных средств.
Таким образом, для повышения эффективности бюджетной расходной политики органов маетной власти финансовое обеспечение расходов должно учитывать специфику общественных благ и особенности методов их финансирования.
Органом местного самоуправления необходимо привлекать частный бизнес, активизировать деятельность по оживлению экономики путем использования новых инструментов финансового менеджмента.
Реализация предложенных и обоснованных мер позволит создать основу для формирования финансовых в РФ и повысить эффективность формирования и использования средств местных бюджетов.
Перейти на страницу:
1 2 3 4