Влияние внешних заимствований на социально-экономическое развитие посттрансформационных стран
Тема исследовательской работы "Влияние внешних заимствований на социально-экономическое развитие посттрансформационных стран" по дисциплине "Финансы".
Под посттрансформационной экономикой имеется в виду экономика, которая прошла процесс социально-экономических преобразований, имевших значительное влияние на результаты экономического развития, однако не достигла конечного этапа трансформации. К посттрансформационным странам относятся: Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Македония, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Венгрия, Чехия, Украина и другие страны Восточной Европы.
В современном мире практически во всех государствах сформировалась долговая экономическая система. Зависимость экономики от внешнего финансирования является следствием глобализации экономических процессов и увеличения экономической и политической взаимозависимости между странами. При этом внешний долг может стать фактором экономического роста только при условии его рационального использования и преимущественно инвестиционной направленности, хотя в большинстве случаев он является деструктивным явлением, которое генерирует ряд рисков для функционирования целостной экономической системы.
Внешний долг влечет за собой разнообразнейшие последствия. Многие отечественные и зарубежные ученые сосредоточивали свое внимание на исследованиях влияния долга на основные финансовые показатели государства. Поскольку внешние заимствования влияют не только на финансовый сектор государства, но и на социальный, считаем целесообразным проанализировать влияние внешнего долга на благосостояние населения. Ввиду этого, исследование социальных последствий долга актуально, востребовано современной макроэкономической теорией и важно для формулирования концептуальных принципов управления государственным долгом. В данном исследовании мы будем рассматривать посттрансформационные экономики, поскольку именно к этой группе относится современная экономика Украины.
Влияние внешних заимствований на социально-экономическое развитие посттрансформационных стран
Для мониторинга внешнего долга в мире используются критерии так называемой самодостаточности (совокупности индикаторов долговой безопасности, то есть критерии, определяющие состояние внешней задолженности, долговую нагрузку государства и предельные границы накопления внешнего финансирования). Показатели внешнего долга следует анализировать в соответствии с основными макроэкономическими индикаторами. Д. Коэн доказал, что долг становится деструктивным явлением для экономики, когда его объемы составляют 50% ВВП или 200% экспорта. Согласно Маастрихтским критериям, безопасным является отношение долга к ВВП не более чем 60%. К. Рейнхарт, К. Рогофф и М. Севастано определили, что риск долгового кризиса значительно повышается при уровне 15% ВНП.
В ходе данного исследования целесообразно сосредоточить внимание на показателях, учитывающих влияние объемов и структуры внешней задолженности на решение социальных проблем. Основными показателями долговой нагрузки на социальную сферу являются: объем внешнего долга на душу населения (дол.), отношение прироста долга к природному приросту населения (%), отношение прироста долга к приросту доходов населения (%), отношение долга к ВВП и к доле трудоспособного населения (%).
К. Патилльо совместно с другими исследователями, эмпирически проанализировав показатели 93 развивающихся стран, выявил, что негативное влияние внешнего долга на ВВП на душу населения возникает при уровне долга свыше 160- 170% экспорта и 35-40% ВВП. Кроме того, ученые рассчитали, что при удвоении уровней задолженности темпы роста ВВП на душу населения замедляются на 0,5-1%.
П. Лейн и Г. Милеси-Фаретти указывают на обусловленность чистых внешних активов страны уровнем ее социально-экономического развития. Т. Вахненко соглашается с таким мнением и одной из причин формирования чрезмерной задолженности называет низкий уровень социально-экономического развития, в частности стран-заемщиц, а также действие глобальных механизмов воспроизводства экономической отсталости и "консервации" бедности. Таким образом, эти страны лишены денежных резервов для активизации инвестиционного процесса и повышения качества жизни населения.
Украинцы имеют такие объемы финансовых ресурсов (по данным НБУ, около 111 млрд. грн. в 2010 г.), которые могут частично покрыть потребности государства в обеспечении инновационно-инвестиционного развития и решить проблемы социальной сферы. Однако существуют острые проблемы взаимодействия между государством как кредитором и населением, а также отсутствия адекватного механизма вовлечения указанных ресурсов в активный оборот. С. Гупта, М. Верховен и Э. Тингсон эмпирически исследовали каналы, через которые внешний долг влияет на уровень бедности. Ученые предположили, что высокие расходы на обслуживание внешнего долга могут уменьшить государственные ресурсы, необходимые для преодоления бедности (например, расходы на социальную защиту, здравоохранение и образование). Даже если две страны имеют одинаковые уровни экономического роста, страна с большей задолженностью может тратить меньше на социальный сектор, что отрицательно скажется на индикаторах благосостояния населения.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6