Функции финансового механизма
финансовый механизм денежный доход
Функционирование финансового механизма и его назначение реализуются посредством двух основных функций - финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Однако, данные функции являются полной теоретической абстракцией. Финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования в такой же мере, как и регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.
Количественная и качественная характеристики финансового механизма определяются тем, какой объём финансовых ресурсов сосредотачивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какой является технология их сосредоточения и использования. Очень важно правильно выбрать именно технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и использования финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных средств.
Так, финансовое обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.
Финансовое регулирование - это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Используя финансы, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя капитал на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить своё развитие за счёт собственных средств. Аналогично при разработке методов мобилизации ресурсов путём дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ, услуг. Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так как финансы являются распределительными и перераспределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути - это методы распределения. Существует два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.
Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Этот элемент, как правило, несёт в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятий является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Это стимулирует увеличение доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу исчисляются при помощи отдельных расчетов, которые могут носить нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (доходу, прибыли), а к другим показателям.
Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются по отношению к объекту распределения. Нормативным является распределение прибыли при её налогообложении. Ставка налога на прибыль делит его на две части: первая вносится в бюджет государства, вторая составляет чистую прибыль, которой предприятие распоряжается самостоятельно.
Выбор метода распределительных отношений является очень важным этапом построения подсистемы финансового регулирования и финансового механизма в целом. Но нельзя противопоставлять один метод другому. При сальдовом методе - главное выделение итогового элемента. В нём должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны реализоваться на практике, если этого нет, то такая модификация сальдового метода не отвечает заданиям финансового регулирования.
Перейти на страницу:
1 2 3