Функции финансового механизма
При нормативном методе важно установление оптимального соотношения между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических и физических лиц по поводу использования средств.
Метод финансового регулирования определяет характер действия финансового механизма. Каждый метод может иметь множество модификаций в зависимости от того, какие элементы распределительных отношений он включает. Каждому элементу предоставляется полное целевое назначение в виде закреплённых за ним функций. Таким образом, в составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, при помощи которых осуществляется влияние на различные стороны общественного развития.
Видами таких инструментов являются налоги, сборы, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется, в зависимости от задач финансовой политики. Чем шире вмешательство государства в финансовую деятельность, тем больше ему необходимо инструментов.
Характер и степень влияния посредством финансовых инструментов на социально - экономическое развитие зависит как от метода распределительных отношений, так и от того, какие функциями наделены эти инструменты и насколько полно они реализуются на практике. Действенность финансового механизма определяется действенностью отдельных инструментов. Механизм не будет работать эффективно, если отдельные инструменты или совсем не имеют стимулирующих функций, или они недостаточно чётко выражены, или в силу некоторых причин не реализуются.
В любом механизме управление базируется на использовании соответствующих рычагов. Сами по себе они ничего не определяют, а только приводят в движение соответствующие инструменты. Влияние на деятельность финансового механизма, а через него на различные стороны социально - экономического развития, достигается установлением или изменением положения того или иного рычага.
Совокупность рычагов составляет систему управления финансовым механизмом. По направлению своего действия они подразделяются на две группы: стимулы и санкции. Стимулы материализуют финансовое поощрение, а санкции - наказание. На практике в роли стимулов выступают различные льготы (в налогообложении, кредитовании и др.), а санкции - это штрафы, пени и т. п. Кроме того рычаги управления финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего - это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, условия и принципы финансирования и кредитования.
Таким образом, каждая сфера и звено финансового механизма является составляющей единого целого, они взаимосвязаны. Одновременно сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство обуславливает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.
В процессе финансового планирования и прогнозирования определяются объёмы финансовых ресурсов, которые будут создаваться в государстве в целом, объёмы ресурсов, которые будут сосредотачиваться и распределяться через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также тех, которые будут в распоряжении предпринимательских структур и населения. Но для осуществления запланированных показателей нужно в первую очередь совершенствовать методику и методология финансового планирования и прогнозирования.
Финансовое планирование должно базироваться на достоверной информации, прежде всего на правильно определённых макроэкономических показателях, таких как объём ВВП, фонд оплаты труда, прибыль, амортизационные отчисления, общий объём финансовых ресурсов и другие.
Одновременно фактического исполнения прогнозных показателей требуют финансовые нормы, стимулы, санкции, которые имеют хорошее юридическое и научное обоснование. Поэтому первоочерёдное значение имеет научно обоснованная система мобилизации средств в распоряжение государства для финансового обеспечения её экономического и социального развития и обеспечение регулятивной функции. Причём регулирование темпов и пропорций развития экономики при существующих условиях приобретает актуальность. Задействованная в Украине система мобилизации доходов в распоряжение государства оказалась на достаточно приемлемой, создала значительные налоговые нагрузки на субъектов хозяйствования, привела к возникновению дополнительной необходимости в кредитных ресурсах.
Перейти на страницу:
1 2 3