Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики
Не менее важный аспект - управление ликвидностью дивидендного фонда, то есть возможностью его превращения в деньги с последующей выплатой дивидендов в установленное время. Таким образом, целевым показателем ликвидности является срок выплаты дивидендов (со дня принятия соответствующего решения). Чем меньше этот срок, тем выше должна быть ликвидность фонда. Однако, как известно, наиболее ликвидные активы одновременно являются наименее доходными. В определенные периоды времени активы в наиболее ликвидной форме - денежных средствах - могут быть даже убыточными из-за курсовых рисков. Таким образом, при размещении средств дивидендного фонда совет директоров должен оценивать такие показатели, как ликвидность, доходность, риски.
Реализовав на практике механизм формирования и использования дивидендного фонда, совет директоров сможет определить наиболее разумный с финансовой точки зрения размер дивидендов и обеспечить их своевременную выплату.
Таким образом, процедура осуществления выплат формально соответствует положениям ФЗ «Об акционерных обществах». Если акционерами изначально были установлены целевые показатели минимального размера дивидендного фонда и сроков выплаты дивидендов, то совету директоров будет достаточно просто исполнить возложенную на него обязанность по определению рекомендации о размере выплат в соответствии с реальными показателями сформированного дивидендного фонда. Далее совет директоров и акционеры должны действовать в соответствии с утвержденным законом регламентом. Положение о дивидендной политике ОАО «Красноярскгеология» как отдельный внутренний документ приводится в приложении 3.
Часто, в отсутствие ясной дивидендной политики Общество принимает такое решение «на глаз». Внедрение Положения о дивидендной политике, которое подразумевало бы создание дивидендного фонда в размере 5% от чистой прибыли, позволило бы не только привлечь инвесторов при выпуске дополнительных акций в связи с расширением производства, но и завоевать доверие в лице акционеров.
Столь детальная проработка процедур формирования и распоряжения дивидендным фондом обусловлена тем, что действующее законодательство не содержит подобных норм. В результате формально закрепленное за акционерами право распоряжаться чистой прибылью фактически может быть реализовано только по истечении отчетного периода - в момент принятия решения о размерах и сроках выплаты дивидендов. Однако в этом случае рекомендация совета директоров определяется размером и составом чистой прибыли, а также тем, как ею управляла исполнительная дирекция. Поскольку последняя, как правило, не ориентирована на максимизацию выплат, то и размер дивидендов в итоге оказывается достаточно низким. Следовательно, данная ситуация должна регулироваться внутренними правилами корпоративного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании.
В основе решения вопроса о дивидендной политике акционерного общества лежит решение главной проблемы: платить или не платить дивиденды. В зависимости от ряда факторов определяется оптимальная для предприятия дивидендная политика на ближайшую перспективу.
Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат в соответствии с консервативной, умеренной и агрессивной дивидендной политикой.
Точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и осуществления задачи максимизации богатства акционеров различны, однако не вызывает сомнения, что в настоящее время единой «правильной» дивидендной политики не существует. На различных этапах становления и развития, при различных ситуациях на рынке предприятия либо форсируют накопления, либо наращивают дивидендный доход акционеров.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8