Специальные налоговые режимы в отношении субъектов малого
предпринимательства
налоговый сбор режим предпринимательство
В странах с рыночной экономикой можно выделить группу субъектов хозяйствования, которых отличает относительно небольшой объем используемых ресурсов и выпускаемой продукции (услуг). Они выполняют особые функции и занимают определенное место в национальной экономике, качественно и количественно отличающее их от крупного и среднего бизнеса. Совокупность всех видов хозяйственной деятельности, которые осуществляются этими субъектами, принято называть малым бизнесом. В мировой практике к малому бизнесу относят: малые предприятия; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; различные формы неформальной занятости (репетиторство, кустарные промыслы и др.). Каждую из этих форм хозяйствования характеризует относительно небольшой (по сравнению со средним и крупным бизнесом) объем используемых ресурсов - труда и капитала. Критерии, по которым в настоящее время российские предприятия относятся к малым, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не более 25%, и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно- технической сфере - 60; оптовой торговле - 50; розничной торговле - 30; в остальных отраслях - 50 человек. Такой критерий отнесения предприятий к малым является оптимальным.
Субъекты малого бизнеса в качестве налогоплательщиков обладают, в достаточной степени для выделения их в отдельную категорию, отличительными особенностями. Порядок налогообложения данной категории имеет свой, отличный от общеустановленного, механизм налогообложения, к примеру, посредством применения специальных налоговых режимов. Вследствие этого можно сделать вывод, что при построении специальной системы налогообложения субъектов малого бизнеса все элементы налоговой системы по сути своей не будут изменены, однако некоторые из элементов могут иметь какие-либо специфические качества. Так, для данной категории налогоплательщиков налоговым законодательством установлены специальные режимы налогообложения. Принципы налогообложения малого предпринимательства в большей степени, чем в отношении остальных налогоплательщиков, направлены на стимулирование и развитие данной категории. Кроме того, ведется целенаправленная политика по упрощению порядка расчетов и способов уплаты, пролонгации сроков уплаты налогов субъектами малого предпринимательства.
Во многих странах системе налогообложения малого предпринимательства придается большое значение. Однако важно, чтобы в процессе помощи малое предприятие смогло само адаптироваться к условиям рынка и правильно воспользовалось налоговыми льготами. Основная цель поддержки малого предпринимательства в виде налоговых послаблений - развитие малого бизнеса, которое должно повлечь за собой улучшение экономической ситуации в той или иной стране. Следует отметить, что опыт развитых стран вполне применим к современным условиям России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, адаптируя к конкретным специфическим особенностям нашей страны. Система налогообложения малого бизнеса в России сводится к схемам уплаты налогов малыми предприятиями и имеет свои отличительные особенности.
Таблица 1 Сравнительная характеристика вариантов налогообложения малых предприятий в России.
Общая система налогообложения |
Упрощенная система налогообложения Глава 26 2 НК РФ |
Уплата единого налога на вмененный доход Глава 26 3 НК РФ |
Налог на прибыль - 20 % Единый социальный налог - 26 % Транспортный налог Государственная пошлина, лицензионные сборы Налог на имущество - 2,2 % Налог на добавленную стоимость Местные налоги |
Единый налог с доходов - 6 %; Единый налог с доходов, уменьшенных на сумму расходов - 15 % Государственная пошлина, лицензионные сборы |
Единый налог на вмененный доход - 15 % Государственная пошлина, лицензионные сборы |
Перейти на страницу:
1 2 3