Мероприятия по применению упрощенной системы налогообложения
Самые серьезные проблемы упрощенной системы налогообложения связаны с налогом на добавленную стоимость. Во-первых, в некоторых случаях организации, перешедшие на упрощенную систему, этот налог все-таки платят. Речь идет об НДС, взимаемом на таможне со стоимости импортных товаров, - от таможенного НДС упрощенная система налогообложения не освобождает (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с фирмами, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.
Скажем еще о третьей проблеме с НДС. Она возникает непосредственно в тот момент, когда фирма переходит на упрощенную систему налогообложения.
Речь пойдет о зачтенном «входном» налоге по товарам, которые куплены до, а проданы после перехода. Налоговые органы требуют этот НДС восстановить и уплатить в бюджет. Точно так же, по мнению налоговых органов, следует поступать и с «входным» НДС по материалам, переданным в производство после перехода на упрощенную систему налогообложения, и с налогом, приходящимся на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Довод налоговых органов такой: товары (материалы, основные средства и т. д.) использованы в деятельности, не облагаемой НДС.
Разумеется, с такими требованиями можно поспорить. Аргумент состоит в следующем. В Налоговом кодексе РФ нет указания на то, что фирма, перешедшая на упрощенную систему, обязана уплатить в бюджет НДС, ранее принятый к вычету. Более того, кодекс предусматривает лишь один случай, когда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, обязана уплатить НДС. Так поступить следует, если покупателю был выставлен счет-фактура с выделенной в нем суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ).
Последнее время с такой аргументацией все чаще соглашаются арбитражные суды. Вот всего лишь один пример, когда предприятие, не захотевшее восстанавливать «входной» НДС, одержало победу в споре с налоговыми органами: постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2003 г. № А56-9429/03.
И, наконец, еще один недостаток упрощенной системы. Доходы и расходы в этом случае признаются по кассовому методу. Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:
товары (работы, услуги) получены (приняты) и использованы в производственной деятельности или перепроданы;
за них перечислены деньги или передано имущество продавцу.
Можно согласиться с тем, такой порядок ведет к тому, что существенно занижается сумма расходов (в них не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.
Неблагоприятные последствия работы по кассовому методу сказываются и на размере доходов. Налоговые органы требуют включать в них авансы в счет предстоящей продажи товаров (работ, услуг). Так сказано в пункте 4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02, 729. Для тех, кто работает по предоплате, это ведет к тому, что доходы существенно возрастают, а следовательно, увеличивается сумма налога.
Однако, с данным требованием Налоговых органов можно поспорить. Доход по кассовому методу нельзя признать прежде, чем получены деньги или другое имущество от должника. Это прописано в пункте 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ. Но тот, кто перечисляет авансы, никакой задолженности не гасит. Выходит, в тот момент, когда фирма получает аванс, у нее дохода не возникает, так как нет реализации.
Помимо существующих проблем, связанных с переходом на упрощенную систему налогообложения существуют и ее достоинства, с лихвой перекрывающие эти недостатки. Достаточно сказать, что сумма единого налога в подавляющем большинстве случаев оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы уплатить фирме, работай она по обычной системе налогообложения. Так, например, налог на прибыль рассчитывают по ставке 24 процента (до 01.01.2009 г.). А единый налог с разницы между доходами и расходами (ее сумма вполне сравнима с налогооблагаемой прибылью) - по ставке 15 процентов. Поэтому организация, которая отвечает критериям, перечисленным в статье 346.12 Налогового кодекса РФ, безусловно, выиграет от перехода на упрощенную систему налогообложения.
Перейти на страницу:
1 2 3 4