Сущность и функции налогов
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.
Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, то есть общественным благом. С его помощью, посредством обобщения части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие меду общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс.
По своей сущности налог представляет собой экономико - правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного, выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государством и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально - социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно - финансовые, публично - правовые отношения между федерацией, ее субъектами и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования. [8, c. 22].
Законодательное определение налога (сбора, пошлин) впервые в РФ было дано в ст. 2. ФЗ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».
По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц. Однако это определение не раскрывает существенных правовых признаков налога и не содержит юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового.
Восполняя явные проблемы и неточности законодательства и теории, пытался решить проблему определения налога Конституционный суд РФ, который в своем постановлении от 11.11.1997 №16-П указал, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и обеспечения мерами государственного принуждения.
Таким образом, суд подчеркнул ряд существенных юридических признаков налога, необходимых для понимания его сущности.
Справедливо отмечается авторским коллективом Брызгалина А.В., что представляется очевидным, что решающее значение дефиниция налога приобретает именно в праве, поскольку, во-первых, точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика; во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в-третьих, четкое понимание термина «налог» позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов [5, c. 25].
По нашему мнению, определение, отражающим самую глубинную сущность экономической категории «налог», является определение, данное в ст. 8 НК РФ, где под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических, с целью финансирования государства и муниципальных образований.
Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.
Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической действительности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие [8, c. 24]:
· налог - обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;
· в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
· налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно - технической основе.
В налоге должны соизмерятся на практике его фискальные и регулирующие «способности».
Перейти на страницу:
1 2 3 4