Инвестиционные фонды в Европейском союзе
Регулирование инвестиционных фондов в ЕС.
Далеко не последнюю роль в столь глубокой классификации и видовом богатстве инвестиционных фондов в Евросоюзе сыграла четко отработанная правовая сторона создания и функционирования фондов. В течение десятилетий претерпевая различные изменения, адаптируясь к существующим практикам делового оборота, совершенствуясь и устраняя юридические пробелы и погрешности, современная законодательная база позволяет работать институту коллективного инвестирования (который включает и инвестиционные фонды) с бесперебойностью швейцарских часов. Былые скандалы и судебные тяжбы, вызванные нарушением прав инвесторов и неотточенными временем законами, ушли в прошлое. Представляется, что все юридические вопросы, в том числе и самые детальные, урегулированы. Правда, на национальных уровнях. Для общеевропейского уровня еще остается ряд задач, которые необходимо решить для гармонизации и финансовой интеграции стран - членов ЕС, а в конечном счете для создания единого рынка финансовых услуг. Несмотря на официально объявленное создание такого рынка еще в начале 1990-х гг. прошлого столетия (реализации 4 свобод: перемещение людей, капитала, товаров и услуг), на практике оказалось, что для достижения единого финансового пространства недостаточно простой отмены национальных барьеров и ограничений на передвижение капиталов. На осознание этого факта ушло 5 лет, после чего в 1998 г. был разработан и принят документ Financial Services Action Plan (FSAP). Однако несмотря на значительное число директив, одобренных в рамках FSAP (среди прочих - Market Abuse Directive, Prospectus Directive, Transparency Obligations Directive, Investment Services Directives и др.), ощутимых результатов это не принесло. Интеграция национальных финансовых рынков протекала медленно, доля участия иностранных активов на биржах не превышала 10%, а трансграничные операции с ценными бумагами обходились в несколько раз дороже, чем аналогичные операции внутри страны.
За принятием FSAP последовало в 2005-2006 гг. обнародование другого документа - Белой книги о политике Евросоюза, концентрирующейся в основном на области финансовых услуг. Данные законодательные инициативы пока еще не успели продемонстрировать свою эффективность, но, тем не менее, на них возлагаются серьезные надежды на пути достижения единого рынка финансовых услуг, в том числе и в сфере инвестиционных фондов.
Современное состояние рынка инвестиционных фондов в ЕС
Для получения общей картины происходящего на рынке инвестиционных фондов стран - членов Европейского союза воспользуемся статистикой, ежегодно подготавливаемой Институтом инвестиционной компании (Investment Company Institute), данными опубликованного в феврале 2007 г. отчета Федерации европейских фондовых рынков (Federation of European Securities Exchanges), а также некоторой информацией Международного валютного фонда за 2006 г.
Статистические данные свидетельствуют о высокой степени популярности инвестиционных фондов в большинстве экономик стран - членов ЕС-2712. На конец 2006 г. сумма чистых активов инвестиционных фондов даже превысила половину общеевропейского ВВП и достигла почти 7,5 трлн долл. Такие колоссальные средства переданы в управление европейским управляющим компаниям. Масштаб цифр позволяет подтвердить вывод о серьезной роли инвестиционных фондов в экономике Евросоюза, о значительной зрелости европейского рынка коллективного инвестирования, в отличие, например, от российского, где фонды располагают суммой, едва перекрывающей 0,3% ВВП.
Другое важное наблюдение связано с крайней неоднородностью популярности фондов по европейским странам (если принять по умолчанию приблизительно одинаковый уровень развития национальных фондовых рынков). Достаточно проанализировать данные 4 ведущих экономик Евросоюза, входящих в G-7 ("Большую семерку"). Сумма чистых активов немецких инвестиционных фондов несколько превышает 13% от ВВП Германии, в то время как у Франции этот показатель достиг почти 92%. Вероятно, с одной стороны, это влияние национального менталитета (неприязнь к риску), а с другой - сказываются использующиеся практики делового оборота в том, что касается привлечения финансирования в компанию. Видимо, основное предпочтение в бизнес-кругах Германии отдается банковскому финансированию (получение ссуд и кредитов) по сравнению с проведением IPO. Тем не менее 13% для Германии - уровень относительно высокий, особенно принимая во внимание объемы ВВП Германии (более 2,5 трлн долл.), которая занимает лидирующее положение в ЕС по этому важнейшему макроэкономическому показателю. В целом среди стран - лидеров по СЧА инвестиционных фондов можно назвать Люксембург, Францию, Великобританию, Ирландию и Италию. Значительный интерес вызывает также динамика СЧА за последние 7 лет. Наиболее успешными являются Дания, Финляндия, Ирландия, Люксембург, Польша и Румыния. Год от года инвестиционные фонды этих стран стабильно растут. Однако, возможно, данный факт свидетельствует о незначительном участии иностранного капитала в активах их инвестиционных фондов или связан с определенными законодательными ограничениями такого участия. Самым неудачным годом был 2001 г.: последствия лопнувшего "биржевого пузыря" на рынке дот-комов Соединенных Штатов, когда значительно переоцененные бумаги интернет-компаний в один момент потеряли в цене несколько десятков процентов. Ситуацию еще больше усугубили и террористический акт 11 сентября и охватившая после этого многих биржевая паника.
Перейти на страницу:
1 2 3