Инвестиции в рекреационном сервисе на примере индустрии гостеприимства
В настоящее время объем гостиничного бизнеса составляет около 2 млрд.
долл., половина доходов которого приходится на Москву. Годовой рост объема
рынка колеблется в диапазоне от 20 до 25%. Всего на российском рынке в 2010
году работало около 4 тыс. гостиниц, включая санатории и пансионаты.
К основным тенденциям развития предпринимательства в гостиничном бизнесе
относится активное развитие малых гостиниц. Это связано с теми предпочтениями,
которые формируются у современных туристов: они хотят видеть в гостинице не
только средство размещения, но и хотят в полной мере ощутить домашний уют, уникальность
и неповторимость, что как раз является одной из отличительных черт малых
независимых гостиниц. Конкурентным преимуществом малой гостиницы является
индивидуальное отношение к каждому клиенту. Малые гостиницы в полной мере
применяют персонифицированный подход к гостям, создают атмосферу дома вдали от
дома. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему
скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса.
Все это позволяет малым формам гостиничного бизнеса активно развиваться и быть
конкурентоспособными.
Кроме того, малые отели имеют еще ряд преимуществ перед крупными отелями,
в том числе, сравнительно небольшие капиталовложения при строительстве и более
быструю окупаемость. Срок окупаемости для малых гостиниц примерно 5-6 лет, а
для крупных 7-10 лет.
Активное развитие сегмента малых отелей связано с тем, что рынок жилой и
офисной недвижимости уже достаточно освоен и насыщен. И интересы многих
инвесторов смещаются в сторону гостиничного бизнеса. Благодаря росту деловой и
туристической активности спрос на гостиничные услуги постоянно увеличивается, а
вслед за этим - и цены. В Москве, например, расценки на проживание в отелях
класса «люкс» в последнее время ежегодно растут на 10%, а расценки в гостиницах
бизнес-класса - на 30%. В сегменте дешевых гостиниц рост еще более интенсивный.
И хотя в гостиничном бизнесе возврат инвестиций растянут во времени, по
показателям брутто-доходности они превосходят вложения в жилую и офисную
недвижимость.
Строительство малых гостиниц менее рискованно, нежели возведение крупных
и средних отелей. Здесь можно обойтись собственными средствами, не прибегая к
банковским займам. Например, в средней полосе России можно выстроить коттедж и
оборудовать его под мини-отель среднего класса всего за 30-50 тыс. долл. Малая
гостиница более высокого класса обойдется в 200-300 тыс. долл. При этом
рентабельность малого гостиничного бизнеса может колебаться в пределах 15-80%.
Вместе с тем, при создании малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая
привлекательность, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с
предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера
регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого
предпринимательства в гостиничной сфере. Таким образом, изучение проблем
инвестирования малого бизнеса в гостиничный бизнес видится важным и актуальным.
Целью данной работы является исследование особенностей
инвестирования малого бизнеса в индустрию гостеприимства. Поставленной целью
обусловлено решение следующих задач:
рассмотреть предпосылки появления малых гостиниц и их
особенности;
проанализировать специфику инвестирования малого бизнеса в
инлустрию гостеприимства в г. Новосибирске;
предложить примерный алгоритм разработки инвестиционного
проекта малой гостиницы;
разработать комплекс мер по стимулированию инвестиций малого
бизнеса в индустрию гостеприимства.
1. Инвестиции
в малый бизнес индустрии гостеприимства