Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия
Тема 5 Финансовое прогнозирование и оценка потенциального банкротства
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления.
Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий.
Действительно, если бы будущее компании было предопределено, не было бы нужды разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений деятельности организации некоторого «коридора», в границах которого может варьироваться тот или иной показатель.
Смысл координирующей (в известном смысле, системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет компании работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупнейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также в компаниях, активно использующих систему поставки сырья «точно в срок».
Последняя причина необходимости составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.
В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.
Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.
Стратегический план может иметь следующую структуру:
Раздел 1
Содержание и целевые установки деятельности компании. Рассматриваются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, приводятся масштабы и определяются сфера деятельности, тактические цели и задачи.
Раздел 2
Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
Раздел 3
Специализированные планы и прогнозы:
· производство;
· маркетинг;
· финансы (финансовый план);
· кадровая политика;
· научно-исследовательские и конструкторские разработки;
· новая продукция и рынки сбыта.
Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования: а) идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании; б) устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании; в) формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей.
Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого - определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности компании.
Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:
· анализ финансового положения компании;
· составление прогнозных смет и бюджетов;
· определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;
· прогнозирование структуры источников финансирования;
· создание и поддержание действенной системы контроля и управления;
· разработка процедуры внесения изменений в систему планов.
С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.
При подготовке плана нужно учитывать:
· наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данной компании);
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7