Анализ прибыли и направлений ее использования
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы организации, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль, с другой стороны, - основной источник производственного и социального развития организации, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как организация, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаряувеличению трудового вклада коллектива организации, но и за счет других факторов. Поэтому в каждой организации необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.
В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:
· балансовая:
. прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
. прибыль от прочей реализации;
доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):
а) по ценным бумагам и от долевого участия в совместных организациях;
б) штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;
в) прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
г) поступления долгов и дебиторской задолженности;
д) поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.;
· налогооблагаемая;
· льготная (не облагаемая налогом);
· остающаяся в распоряжении организации;
· чистая.
Показатель «балансовая прибыль» изучается при анализе финансового результата от всех видов деятельности организации, а остальные показатели при анализе формирования налогов и распределения прибыли.
На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности они делятся на факторы первого и второго порядков. К факторам первого порядка относятся изменения:
· прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);
· прибыли от прочей реализации;
· внереализационных результатов.
Факторами второго порядка являются изменения:
· объема реализованной продукции;
· структуры реализованной продукции;
· полной себестоимости реализованной продукции;
· цен на реализованную продукцию;
· доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;
· штрафов, пеней, неустоек, полученных за вычетом уплаченных;
· прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
· поступлений долгов и дебиторской задолженности;
· финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.
Процесс формирования прибыли включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную форму. Реально организация получает прибыль в процессе реализации продукции, но так как новая стоимость создается только в сфере производства, то по прибыли, созданной здесь, можно судить об эффективности производства и резервах роста прибыли.
Факторы формирования балансовой прибыли в обобщенном виде характеризует структурно-логическая модель, показанная на схеме 2.
Влияние факторов первого порядка (1-3) и второго порядка (3.1-3.5) рассчитывается путем сравнения соответствующих фактических и плановых (прогнозных) данных.
Факторы второго порядка, характеризующие изменение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (1.1-1.4), определяются иным способом. В экономической литературе встречаются расхождения в подходах к определению влияния фактора «изменение объема реализации» в части оценки объема реализованной продукции (только для расчета факторов изменения прибыли: по плановой полной себестоимости, по отпускным ценам). Различия в оценке объема реализованной продукции приводят к значительным отклонениям в определении влияния на прибыль факторов: «изменение объема реализованной продукции» и «изменение структуры реализованной продукции». Наиболее точные результаты расчета факторов дает оценка объема реализации по плановой себестоимости
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5