Анализ прибыли и направлений ее использования
Величина влияния на прибыль от реализации продукции и балансовое изменение объема реализованной продукции (фактор 1.1) определяется путем умножения суммы плановой прибыли от реализации на коэффициент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации. Коэффициент же выполнения плана по объему реализованной продукции рассчитывается как отношение плановой себестоимости фактически реализованной продукции к плановой себестоимости запланированной к реализации продукции.
Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на прибыль в связи с тем, что уровень рентабельности различных изделий неодинаков. При повышении в общем объеме реализации (в сравнении с планом) удельного веса более высокорентабельных изделий прибыль от реализации увеличивается, и наоборот.
Поскольку в рыночных условиях организации заинтересованы в бóльшей массе прибыли, а спрос на продукцию может существенно изменяться, они, естественно, стремятся выпускать и реализовывать более прибыльную продукцию. Если эта продукция отвечает интересам потребителя и экономике государства в целом, то увеличение ее реализации закономерно. В условиях дефицита и монополии на производство продукции организации могут увеличивать выпуск и реализацию более рентабельной продукции в ущерб менее рентабельной, но необходимой потребителю. Поэтому следует тщательно изучать причины изменения структуры реализованной продукции.
. Анализ каждого слагаемого прибыли организации имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
· исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
· исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
· изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
· исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
· абсолютное отклонение:
П = П1-П0,
где П0 - прибыль базисного периода;
П1 - прибыль отчетного периода;
DП - изменение прибыли;
· темп роста:
темп роста =П1/П2 ´ 100%;
· уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %).
Уровень каждого показателя к выручке от реализации
УП1 = П1/В1´ 100%.
УП2 = П0/В0 ´ 100%.
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.
Изменение структуры:
У = УП1 -УП0
(уровень отчетного периода - уровень базисного периода).
Проводим факторный анализ:
на сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели - факторы, определяющие ее (исходные данные для расчета имеются в форме № 2):
Пб = В - С - КР - УР + % пол. - % упл. + ДрД - ПрР +ВнД - ВнР
где В - выручка от реализации; (010)
С - себестоимость продажных товаров, продуктов, работ, услуг; (020)
КР - коммерческие расходы; (030)
УР - управленческие расходы; (040)
Пр - прибыль от продаж; (050)
%пол. - проценты к получению; (060)
%упл. - проценты к уплате; (070)
ДрД - доходы от участия в других организациях; (080)
ПрД - прочие операционные доходы; (090)
ПрР - прочие операционные расходы; (100)
ВнД - внереализационные доходы; (120)
ВнР - внереализационные расходы.(130)
Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги:
) расчет влияния фактора «Выручка от реализации».
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 3,4%.
Тогда индекс цены = (100 + 3,4)/100 = 1,034 = Jц
Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В” = В1/Jц,
где В” - выручка от реализации в сопоставимых ценах;
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5