Роль финансов в решении социальных проблем
стимулирование трудовой и деловой активности населения, борьбы с незаконными доходами
привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.
Глава 3. Среднесрочная перспектива финансовой политики Кыргызской Республики
Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита бывшего Союза явилась финансовая система. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно-командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последующий период принципы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований.
Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур.
Осуществлялась налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Совершенствование налоговой системы продолжается и по сей день. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.
Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доводов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Только при ее решении можно проводить целенаправленную финансовую политику. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого и иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджетных расходов с доходами.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5