Роль финансов в решении социальных проблем
Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.
Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов. Важную роль в решении этих проблем могут играть создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе финансирования пенсионных расходов.
Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка - созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.
Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления - Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба. Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимы" аудиторский финансовый контроль.
Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства.
Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормаль-нога перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы - установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.
Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов финансового управления в области аналитической, методической и консультационной работы.
Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства. Повышению заинтересованности и ответственности предприятий за конечные результаты работы способствует переход к налогообложению прибыли (валового дохода). Заслон неэффективному хозяйствованию ставится путем установления равных требований со стороны государства ко всем предприятиям, устранения субъективизма в определении размера платежей, перераспределении финансовых ресурсов. Введение системы налоговых платежей имеет принципиальное значение и с точки зрения установления прямой зависимости состояния государственных финансов (государственного бюджета) от эффективной деятельности предприятий. Объем поступающих платежей в бюджет будет свидетельствовать о протекающих в экономике процессах, а анализ сложившейся ситуации позволит своевременно принимать те или иные меры в области финансовой политики, направленные на оживление деловой активности хозяйственных звеньев.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5