Анализ инвестиционной привлекательности России и Китая
Сперва рассмотрим Китай.
Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями применяется ко всем иностранным предприятиям и предприятиям с участием иностранного капитала, зарегистрированным на территории Китая.
Размер налога рассчитывается в юанях путем вычета из совокупного дохода предприятия в текущем налоговом году себестоимости продукции, накладных расходов и убытков. Облагаемый налогом доход включает доход, полученный предприятием как внутри Китая, так и за его пределами.
Традиционная ставка подоходного налога до недавнего времени составляла 33%, из которых 30% отчислялись в госбюджет, а 3% - в местный. Кроме того, с целью поощрения иностранных инвестиций, китайское правительство применяло особые налоговые режимы в отношении предприятий, созданных в специальных экономических зонах и районах, ставка налога на прибыль для таких предприятий составляла 15 и 24% соответственно.
Однако на состоявшейся в марте 2007 сессии ВСНП года был принят новый закон о единой налоговой ставке для китайских и иностранных предприятий.
Единая ставка налога на прибыль в Китае составляет 25%, а льготные налоговые режимы отменяются. Данный закон вступил в силу 1 января 2008 года.
Основные изменения налоговой системы Китая таковы:
иностранным предприятиям, созданным до 1 января 2008 года и пользующимся льготными налоговыми режимами, будет предоставлен переходный период в пять лет для адаптации к новым налоговым ставкам. В этот период налоговая ставка будет повышаться на 5% ежегодно;
для компаний, занятых в области высоких технологий и аэрокосмического строительства, а также тех компаний, которые, по мнению государства, нуждаются в поддержке, по-прежнему сохраняется льготный налоговый режим в 15 %;
для мелких низкорентабельных предприятий устанавливается льготная ставка в размере 20 %;
для компаний, инвестирующих средства в защиту окружающей среды, проекты по сокращению потребления энергетических и водных ресурсов, а также безопасность труда, также предполагается предоставить льготные налоговые режимы, однако детали пока не уточняются;
налоговые льготы, существующие для предприятий, вкладывающих средства в те проекты по строительству портов, доков, аэропортов, железных дорог, высокоскоростных дорог, которые получили поддержку государства, остаются в силе;
налоговые льготы для компаний, занятых в сельском хозяйстве, лесной промышленности и рыболовстве сохраняются;
существующая налоговая льгота в 50% для экспортно-ориентированных иностранных предприятий и льготные налоговые режимы для производственных иностранных предприятий отменяется;
предприятия, эффективно использующие природные ресурсы и сырые материалы, и предприятия, оказывающие социальные услуги, теперь будут лишены прямых налоговых льгот;
новым предприятиям, занятым в сфере высоких технологий и расположенным в специальных экономических зонах типа Шэньчжэнь и особых районах типа район Пудун в Шанхае, предоставляются переходные льготные налоговые режимы;
существующие налоговые льготы для предприятий, создаваемых в экономически отсталых западных районах страны, сохранятся.
Как уже было сказано выше, данный закон вступил в силу уже 1 января 2008 года. Тем не менее, всегда следует учитывать так называемую местную специфику: законодательством Китая предусмотрено, что в рамках, определенных законодательством и нормативными актами государственного уровня, допускается издание местных налоговых законов и нормативных актов, принимаемых местными правительствами.