Зарубежный опыт организации бюджетного процесса
Бюджетный процесс в Великобритании сочетает в себе как сохранение многих традиционных процедур, так и методику форсированного принятия бюджета, в котором важную роль играет исполнительная власть в лице министра финансов (Канцлера казначейства). При этом традиционно сильная роль парламента в сфере финансовых вопросов сохраняется. Во многом уникальным является разделение бюджета на два закона, касающихся его доходной и расходной части.
В Великобритании не существует бюджета в виде единого закона, санкционирующего государственные доходы и расходы. Ежегодно принимается два основных финансовых закона, регулирующих вопросы бюджета, это Закон об ассигнованиях, предметом которого являются государственные расходы на нужды различных государственных учреждений, а также Закон о финансах, в котором отражаются государственные доходы и их источники. Периодически принимаются дополнения к Закону о Консолидированном фонде, цель которых состоит в постоянном контроле за расходованием государственных средств в течение финансового года, начинающегося с 1 апреля. В настоящее время контроль в области финансов, включая финансовое законодательство, осуществляется Палатой общин. Финансовые билли могут быть внесены только в эту палату. Парламентский контроль за финансами осуществляется по трем основным направлениям: поступление средств (за счет налогов, пошлин, сборов и других источников); расходование средств; контроль за исполнением финансового законодательства. Вносимые в Палату общин финансовые билли (законопроекты) после рассмотрения направляются в Палату лордов. Последняя, согласно законам о парламенте 1911 и 1949 гг., имеет право лишь приостановить сроком на один месяц прохождение принятого Палатой общин билля, квалифицируемого как финансовый.
Финансовым считается не только билль, в котором финансовые статьи составляют основное содержание, но и иной билль, в котором имеются статьи финансового характера. Согласно Постоянным правилам Палаты общин, спикер палаты определяет, какой законопроект является финансовым.
Утверждение Короной рассматривается как необходимое условие, без которого ни один законопроект, одобренный парламентом, включая финансовый, не может стать действующим законом.
Корона (от лат. Corona - венец) - термин, употребляющийся в государственном праве некоторых монархических государств для обозначения власти (прерогативы) монарха, а также назначаемых им и действующим от его имени лиц гражданской администрации, вооруженных сил и судов (коронный суд, министры короны и т.д.) Термин «Корона» (crown) особенно широко применяется в английском праве.
В соответствии с Законом о Парламенте 1911 г.: финансовый закон определен как закон, содержащий постановления, касающиеся установления, отмены, уменьшения, изменения или регулирования обложения, назначения платежей из Консолидированного фонда или из сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какую-либо другую финансовую цель, изменения или отмены подобных назначений, открытия кредитов, образования запасного фонда, предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам, заключения, гарантии, погашения займа, второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7