Зарубежный опыт организации бюджетного процесса
В настоящее время право внесения в Палату общин законодательных предложений о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно Правительству, хотя формально бюджетная инициатива исходит от Короны. До тех пор, пока Короной не заявлено о необходимости изыскания средств, Палата общин не вправе рассматривать бюджетные предложения правительства, касающиеся как государственных расходов, так и государственных доходов.
Предложения по бюджету оглашаются в Палате общин Канцлером Казначейства в его ежегодном Заявлении по вопросам финансов и Докладе по бюджету, которые традиционно подлежат опубликованию. Этот доклад содержит обзор состояния экономики и перспектив ее развития и определяет основные направления налоговой и финансовой политики. Предложения по бюджету вносятся Канцлером от имени правительства в виде смет министерств и центральных ведомств. Перед началом очередного финансового года они представляют в Министерство финансов заявки на выделение бюджетных средств в виде сметы предполагаемых расходов (заявки публикуются в конце февраля). Министр финансов несет ответственность за согласование конкурирующих требований различных министерств и ведомств, за подготовку проекта бюджета для представления в парламент и осуществление контроля за балансом государственных расходов и доходов. В своих бюджетных предложениях он обязан сформулировать и обосновать требования по ежегодным ассигнованиям в целях обеспечения потребностей государственного управления. Для подготовки соответствующих материалов в структуре Казначейства имеется ряд отделов, занимающихся государственными расходами и доходами. В их функции входит: регулирование вопросов налогообложения и иных источников доходов государства в соответствии с предписаниями парламента; планирование государственных расходов путем подготовки Белой книги, содержащей прогнозные оценки государственных расходов на 15-летний период; подготовка сметы государственных расходов для Палаты общин. В подготовке проекта бюджета участвует также Межминистерский комитет по определению государственных расходов, состоящий из сотрудников финансовых отделов министерств и ведомств и осуществляющий ориентировочное определение государственных расходов в перспективе (до пяти лет), кроме того, важная роль в подготовке проекта бюджета принадлежит Межминистерскому комитету по бюджету, состоящему из представителей всех центральных министерств и ведомств и возглавляемому Главным постоянным секретарем Министерства финансов. В его функции входит разработка рекомендаций при подготовке проектов годовых бюджетов. Таким образом, проект бюджета готовится в Министерстве финансов с участием его структурных подразделений и межминистерских органов. Следует отметить, что сметные предложения, представляемые правительством по расходной части бюджета, не могут быть увеличены путем внесения членами парламента поправок к бюджету. Депутаты не вправе также вносить предложения об увеличении доходной части бюджета, они не должны выходить за пределы, установленные Короной и сформулированные в заявлении Канцлера казначейства. Таким образом, английский парламент имеет право рассматривать только те поправки, которые имеют целью сокращение испрашиваемых сумм, либо он может отказать в ассигнованиях по определенным статьям в целом.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7