Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь
Поскольку именно налоговые платежи являются основой формирования доходной части бюджета государства, то именно это направление в первую очередь подлежит совершенствованию. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: со стороны предприятия и со стороны государства. Каждое предприятие в отдельности стремится оптимизировать налоговые платежи. Наиболее доступным способом оптимизации является налоговое планирование, начинать которое следует с определения общего уровня налоговой нагрузки.
Рассмотрим проблему общего уровня налоговой нагрузки. Прежде всего отметим, что само понятие налоговой нагрузки требует уточнения. Показатели фактически уплаченных и начисленных налогов заметно различаются. Превышение текущих обязательств над выплатами (приводящее к накоплению налоговой задолженности) свидетельствует либо о завышенности налоговых ставок, либо о мягкости бюджетных ограничений (когда власти прощают нарушителей). Для предприятия важно и то, сколько оно платит в бюджет, и то, насколько оно обременено долгами, то есть имеют значение оба определения налоговой нагрузки. Еще сильнее расхождение между номинально подлежащими уплате и фактически начисленными налогами (возникающее в результате занижения налоговой базы, или уклонения). Величина номинальной налоговой нагрузки важна, поскольку именно это бремя ложится на законопослушных налогоплательщиков, а значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) налоговыми ставками серьезно искажает условия конкуренции, причем ставит в выигрышное положение тех, кто нарушает закон [14, c. 29].
Известно, что, согласно неоклассическим моделям, долгосрочные темпы экономического роста не зависят от показателей фискальной политики: снижение налогов может дать здесь лишь краткосрочный положительный эффект. Данный вывод остается в силе независимо от того, сопровождается ли снижение налогов сокращением расходов или оно финансируется за счет заимствований. Согласно моделям эндогенного роста, налоги влияют на его долгосрочные темпы за счет снижения отдачи на капитал и трудовые усилия, однако подобный эффект может быть как отрицательным, так и положительным. Общий характер связи между налоговой нагрузкой и экономическим ростом в моделях данного класса зависит от оценки продуктивности государственных расходов. В ряде эмпирических исследований показано, что многие виды предоставляемых государством услуг или осуществляемых им расходов оказывают значимое положительное влияние на развитие экономики. К числу наиболее эффективных направлений бюджетных расходов относятся: обеспечение безопасности и законности, предоставление услуг всеобщего образования, инвестирование в развитие инфраструктуры - задачи, которые частный сектор не берется в полной мере решать самостоятельно. Анализ моделей эндогенного роста, учитывающих положительное влияние государственных расходов на эффективность частного сектора и/или на накопление человеческого капитала, позволяет сделать вывод о существовании оптимальных «размеров государства» (то есть отношения расширенного бюджета к ВВП), выраженных в зависимости от характера предполагаемого влияния величиной доходов либо расходов. Такой оптимум обеспечивает компромисс между бременем налогообложения и выгодами от предоставления общественных благ, а отклонения от оптимальных размеров бюджета как в одну, так и в другую сторону оказываются равно нежелательными, приводя в обоих случаях к замедлению экономического роста.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5